
Когда читаешь Евангелие, удивляет такой факт: ещё не было Креста и Распятия, а Христос уже говорит апостолам: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8. 34).
— К решению этой кажущейся сложности можно подходить с двух сторон, — объясняет отец Георгий БРЕЕВ. — Во-первых, Господь отчётливо и ясно знал: жизненный путь Его окончится страданиями, смертью и воскресением. Об этом Он открыто говорил, особенно в последний год Своего общественного служения.
В то время над миром господствовал Рим. Преступники предавались смерти через повешение на крест. По-видимому, образ креста был принят Господом, Он понимал, что Ему предстоит Голгофа.
Во-вторых, не один раз встречается в Евангелии место, где говорится не о Голгофе, не об исходе Спасителя из этой жизни через страдание, а о кресте, который ученики должны нести, подражая Учителю. Тут не имелся в виду голгофский Крест. Это был собирательный образ: крест обозначал совокупность страданий, которые выпадут на долю последователей Христа.
Уподобление Учителю, указывает Господь, связано с целым рядом трудностей. Но Спаситель объясняет, что Его иго — благо.
— И ученики это чувствовали?
— Они по-человечески вопрошали: а что же будет им, оставившим дом, мать, братьев, семью? И Господь отвечал: уже в этом мире они получат — сторицею, а в вечности — такой плод, который несоизмерим с лишениями, добровольно принятыми на земле (см. Мк. 10. 29—30).
Здесь нужно испить чашу страданий, необходимых нам по человеческой природе — ограниченной, подверженной болезням. При такой немощи человек должен раскрыть и пронести в себе духовную силу. И тут возникает как бы дилемма: как соотносятся немощь человеческая — и Божественная мощь?
В Евангелии, у апостолов, в отеческой, аскетической литературе показано: немощь плоти восполняется силой Божественного духа, который раскрывают в себе люди.
Преподобный Исаак Сирин определил крест как готовность человека по своей воле идти на страдание. Путь добродетели, чистой, богоугодной жизни всегда связан с трудностями. Где свет, там и тень. Где явно присутствует благодать, там идут скорби, напасти.
— Жизненный крест несут не только христиане, но и все остальные тоже? В языке утвердились словосочетания: «это мой крест», «таков мой крест».
— Евангелие обращено ко всему миру, ко всем людям без исключения. Христос указывает: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Но слова: «Возьми свой крест и следуй за Мной», — Он сказал тем, кто примет Евангелие как Божественное учение, захочет следовать Ему.
— Значит, не надо бояться креста и стараться избавиться от него?
— Конечно, нет. Крест — это не только выпадающие нам страдания, но и побеждающая сила Божия, которая через испытания ведёт человека к вечной жизни, помогает нам преодолеть свою немощь. Апостол Павел говорит: вам дано не только веровать, но и страдать за Христа (см. Фил. 1. 29). И если верующий понимает и принимает это, несёт страдания во имя Божие, он становится сопричастен Божественному пути. Мы же называем Христа первым Крестоносцем. Он Сам понёс тяжесть страданий.
Есть одна книга о крестоношении, изданная ещё до революции. И там дано такое народное благочестивое предание. Один человек, мучаясь в жизни, считал, что на него возложен самый тяжёлый крест. И вот во сне его ввели в помещение, где стояло множество крестов — от великого до малого, и сказали: «Ты ропщешь, что твой крест тяжёл. Выбери себе, какой хочешь».
— Он выбрал маленький?
— Да. А ему говорят: «Именно этот ты и несёшь!» Личная боль кажется нам самой сильной. Но в том-то и мудрость: когда принимаешь крест, то благословляешь страдания.
Преподобный Амвросий Оптинский лежал на одре болезни. К нему шли люди, и он их с этого одра исцелял! А себя отвергся и признал: да, страдание — мой крест, я его принимаю, а дело Божие должен делать. И Бог явил в нём величайшую силу, потому что старец не отказался от креста, благословил его и принял как радость. Понял, что ему нужен этот крест.
Господь призывает нас не бояться трудностей. Они приводят к преодолению нашей материальной ограниченной природы. Человек часто даже не знает, что у него есть бессмертная душа. Вера помогает это понять. И тогда он смотрит на свои страдания спокойно, благословляет их. Это и есть несение креста, следование за Христом.
Возьми крест, но веру не оставляй! Тебе трудно, кажется, и Бог забыл, и люди презрели, и обстоятельства задавили. Но это неправда, это твоё личное переживание — вне веры. Как только поймёшь, что трудности происходят не сами по себе, а на пользу, тут же получаешь другое к ним отношение.
— Зачем надо преодолевать нашу природу, превозмогать боль?
— Мы смотрим на нашу временную жизнь как на рождение души для вечности. Не случайно в Евангелии дан образ рождающей женщины, и Господь говорил: когда она рождает, то терпит скорбь, но потом забывает всё, потому что родился человек в мир (см. Ин. 16. 21).
Тут показано: скорби наши происходят оттого, что мы сейчас рождаемся, только — на другой ступени, в другой «утробе». Не случайно же существует такое понятие, как мать-земля.
Когда люди осознают, что земная жизнь — это рождение в муках, они благословляют трудности, которые их закаляют, готовят к иной жизни. И смерть является той дверью, через которую мы входим в вечность.
1995 год
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ