ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ

С удивлением и смущением так называл себя священномученик Владимир, митрополит Киевский. Исключительно потому, что он поочередно побывал митрополитом во всех российских столицах: Москве, Петербурге и Киеве.

В Киеве началось Крещение Руси при равноапостольном великом князе Владимире. И здесь же при большевистских гонениях на Церковь Христову мученически погиб первый православный иерарх – всероссийский митрополит Владимир (Богоявленский).

«Его жизнь была исполнена трудов и страданий, – говорил про священномученика Владимира архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Ими учился он всегда и во всём исполнять волю Божию. В Церкви он прошёл послушание от семинариста до митрополита. В трагической смерти своей жены и единственного ребёнка он, тогда ещё молодой священник, усмотрел Промысел Божий. И путь монашеского послушания стал единственным для него до конца дней».

В Киев святитель попал из Петрограда – как опальный митрополит. Он был против деятельности «старца» Григория Распутина – и прямо сказал об этом царю. За что и пострадал.

Прощаясь с петроградской паствой, святитель говорил: «Выслушайте мой последний и, может быть, предсмертный завет! К вам, дорогие сопастыри, первое слово моё. Больше сорока трёх лет Бог судил мне послужить в священном сане. Я много пережил. Испытал и сладкое, и горькое, видел и радостное, и печальное, правда — больше горького и печального. Не без скорби вижу я, как растлевающее веяние времени пытается проникнуть и за церковную ограду…

Обо мне же, прошу вас и молю, молитесь Господу Богу».

В 17-м году в России произошло два переворота – февральский и октябрьский. В результате Украина отделилась от России – и революционно настроенные священники требовали отделения украинской церкви от русской. Митрополит Владимир был против. Ведь это сатанинский принцип: «Разделяй и властвуй!»

К нему приходили то с угрозами, то с требованиями уехать из Киева. Потом вдруг – с предложением стать первым украинским патриархом. Правда, за эту должность просили сто тысяч рублей.

Сребролюбие – отличительная черта иуд. Об этом напоминает нам молитва: «Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся…» Все подвержены этому греху. Вот и среди некоторых монахов и послушников Киево-Печерской лавры, где жил митрополит Владимир, распространился недуг сребролюбия. И омрачил умы.

В январе 1918 года Киев захватили большевики. С независимостью Украины было покончено. По лавре запросто расхаживали революционные «бойцы»: раздевали и разували монахов, хлестали нагайками стариков. И, конечно, грабили. Всё и всех.

Вот тогда-то насельники монастыря и сообщили «защитникам» новой власти о том, что у митрополита Владимира собраны несметные богатства: и приношения верующих, и чуть ли не все деньги киевских храмов. А бедной братии вроде как ничего и не достаётся…

25 января три вооруженных солдата произвели обыск в митрополичьих покоях. Ничего ценного не нашли, но взяли из несгораемого шкафа золотую медаль. Вечером опять пришли солдаты и матрос.

Никто не защищал митрополита Владимира. Даже не пытался. Убийцы провели его в спальню. Там, вероятно, пытали, искали ценности – и не нашли. А дальше святителя на глазах у насельников лавры вывели за ворота. По дороге он благословил келейника и простился с ним. Владыку посадили в машину – и она отъехала. Но провезли его совсем чуть-чуть. Уже через несколько минут раздались выстрелы.

Только на следующий день монастырская братия получила пропуск от большевиков и смогла перенести в лавру тело убитого. Оно было истерзано, покрыто множеством огнестрельных и штыковых ран.

Убийство митрополита Владимира произвело гнетущее впечатление на киевлян. И большевики попытались свалить это злодеяние на каких-то сторонних бандитов. Но кто мог пройти в охраняемую «новой властью» лавру, вывести святителя без особого разрешения, посадить в машину и увезти? Только законные представители власти.

В апреле 1918 года было проведено особое заседание Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященное памяти убитого митрополита Киевского. На нём постановили «по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25 января или в следующий за сим воскресный день… всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Это было своевременное решение. Уже в 1922 году, когда новая власть начала изъятие церковных ценностей, только по судебным делам были расстреляны 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. А сколько их убито без суда и следствия!

Несчастные иуды искали золото по всей России. Взламывали полы в храмах. Рылись в домах. Выгоняли из приходов священников. Что сеяли, то и пожинали. Свои крушили своих. Кровь лилась на нашей земле. По плодам узнаём мы их – и себя…

В 1992 году священномученик Владимир, митрополит Киевский, причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Были обретены его мощи и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

В нашем мире ничего не бывает случайным. Русь крестилась при князе Владимире. Первым христианским святителем, убитым во время гонений на Церковь, стал митрополит Киевский Владимир. Но и во главе бандитской власти, уничтожавшей Россию, стоял человек с этим же именем. Чем выше, славнее имя, тем страшнее могут стать люди, выбравшие зло.

7 февраля (25 января по старому стилю) – память священномученика Владимира, митрополита Киевского

10 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских

5 февраля 2006 года – отошёл ко Господу архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Добавить комментарий