ВСТРЕЧА


Преподобный Пафнутий шёл по пустыне, искал подвижников. Пустыня становилась всё страшнее. Казалось, там невозможно жить.

Пафнутий! — вдруг кто-то окликнул его.

Это был преподобный Онуфрий Великий — старец, покрытый седыми волосами с головы до ног. Он стал иноком в юности. Однажды взял хлеба на четыре дня и ушёл в пустыню. Внезапно увидел луч света, который показывал ему дорогу, и услышал голос:

Не бойся, это я, твой ангел, охраняющий тебя с рождения. Теперь я веду тебя по воле Бога. Будь смирен сердцем и с радостью работай Ему. А я не отступлю от тебя.

Ангел-хранитель привёл юношу к старцу. Тот принял ученика. Сначала они жили вместе. Позже учитель поселил Онуфрия отдельно — и изредка приходил к нему. С тех пор, как старец умер, Онуфрий не видел людей. В пустыне он провёл шестьдесят лет.

Сначала меня питал ангел, — рассказывал Пафнутию преподобный Онуфрий. — Потом выросла финиковая пальма. Она весь год даёт плоды. Святое Причастие мне тоже приносил ангел.

Всю ночь гость и хозяин говорили и молились. Преподобный Онуфрий вспоминал, как изучал Священное Писание, как Бог открывал ему славу святых. И подвижник действительно с радостью работал Ему.

А утром Пафнутий увидел: лицо старца заострилось — как перед смертью.

Отче, что с тобой?!

Не бойся, Пафнутий! Сегодня закончится моя жизнь на земле. Это Бог по Своей милости послал тебя сюда, чтобы похоронить моё тело.

Тогда разреши мне, отче, остаться в твоей пещере!

Нет на то воли Божией. Возвращайся в монастырь.

Старец опустился на колени и начал молиться:

В руки Твои, Боже, передаю дух мой!

Внезапно разлился яркий свет. Послышалось пение. Ангелы унесли на Небо радостную душу святого.

А Пафнутий долго плакал над телом подвижника. Потом похоронил его. И решил все-таки поступить по-своему: поселиться тут. Начал просить Господа, чтобы позволил ему это сделать. И что же? Пещера — рухнула, финиковая пальма — упала на землю, ручей — высох. Господь избавил человека от своеволия.

Пафнутий вернулся в монастырь. Он оставил нам рассказ о своём путешествии и встрече в пустыне. Каждый служит Богу тем даром, который ему вручили.

25 июня — память преподобного Онуфрия Великого

ИМЯ ЕМУ ИОАНН

Его отец не поверил самому архангелу Гавриилу! Архангел говорил:

У тебя будет сын, о рождении которого люди возрадуются.

А он в ответ:

Я сам старый, жена старая…

И был наказан — лишён возможности говорить. И особенно — возражать Богу.

Но вот на свет родился мальчик. Его назвали Иоанном, как велел архангел. И отец ребёнка пророк Захария опять заговорил:

Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой… И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему… (Лк. 1. 68, 76).

Иоанн появился на свет ровно за полгода до Спасителя. Вырос и стал Предтечей Господа. Крестил в иорданских водах людей, призывал к покаянию, готовил к встрече со Спасителем. И Самого Господа тоже крестил.

Его казнили раньше, чем Христа. Предтеча первым пришёл в ад — и принёс туда весть о том, что за ним идёт Сильнейший его. Что скоро тьма озарится светом.

«Божия благодать» — так переводится на русский язык имя Иоанн. В великий праздник Рождества Предтечи собираются в храме Иоанны, крещённые в его честь. Взрослые, юные. Совсем младенцы. Их теперь много, как «встарь повелось на великой Руси».

Выносят Чашу. К ней подходит серьезный отрок и произносит своё имя:

Иоанн.

Предтеча рядом. Благодать Божия умножается на земле.

7 июля — рождество Иоанна Предтечи

ЕДИНЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ В ДУШЕ

«Москвичи настолько осмелели в Ростове, что подняли руку на самого градоначальника, старейшего ростовского боярина по имени Аверкий, которого повесили вниз головой и так оставили, надругавшись. Сильный страх охватил всех, кто видел и слышал это, — не только в Ростове, но и во всех его окрестностях», — так описывал присоединение Ростова Великого к Москве во времена Ивана Калиты премудрый Епифаний, автор жития преподобного Сергия Радонежского.

Собирание русских земель вокруг Москвы было необходимо. Иначе Русь не стала бы сильным государством и никогда не освободилась бы от татарского ига. Но страшные бесчинства сопровождали это объединение.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

Среди тех, кто слышал о зверствах москвичей, был и Варфоломей, сын боярина Кирилла. Мальчик родился в благочестивой семье, воспитывался в православной вере. И понимал: соединить людей может только Христос. Как соединил Он апостолов: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13. 34).

Вместе с родителями Варфоломей покинул родовое имение под Ростовом и переселился в Радонеж. Юноша хотел стать монахом. Но, когда эта возможность появилась, не желал жить ни в одном монастыре. Вероятно, потому, что распря в стране стала привычной и проникала за стены обителей. И Варфоломей ушёл жить в лесную глушь. Принял монашество с именем Сергий. И когда к нему начали приходить иноки, старался выстроить отношения с ними мирно, уважительно. Дружески.

Рос Троицкий монастырь. Его игумен становился известен. В 1358 году к преподобному Сергию обратился великий князь Московский Иоанн Иоаннович. Он не мог договориться с ростовским князем, чтобы тот признал главенство Москвы.

И в сорок четыре года игумен Радонежский отправился на родину — в Ростов Великий. Что он испытывал, когда глядел на знакомые места? Посетил ли свою прежнюю усадьбу? Постоял ли под деревом, где ему, отроку, явился старец-монах — и они вместе молились о том, чтобы Варфоломей научился читать?

Преподобный сумел уговорить князя ростовского. Несомненным аргументом было — не допустить войны, когда брат уничтожает брата.

ОТНОШЕНИЯ — ДРУЖЕСКИЕ

Через год великий князь Иван Иванович умер. На престол сел его сын Дмитрий Иванович. Ему — всего девять лет. Отец поручил воспитание сына митрополиту Московскому Алексию. Владыка был русским, боярского рода. Под его влиянием отношения между боярами тоже становились дружескими. Настоящее, прочное единение начинается в человеческих душах — и постепенно распространяется на все стороны жизни. Иначе не бывает.

Бесконечные междоусобные войны сотрясали Русь. Татары, заинтересованные в ослаблении русских князей, хитро настраивали их друг против друга. По известному принципу: разделяй и властвуй! А Дмитрий Иванович с помощью митрополита Алексия продолжал собирать страну.

Ростовский князь нарушил слово, данное преподобному Сергию. Поехал с богатыми дарами в Орду и выхлопотал себе ярлык на отдельное княжение — без подчинения Москве. Через три года эта независимость Ростовского княжества, вероятно, стала сильно вредить единству Руси. И преподобный Сергий опять отправился на родину. Беседа с князем состоялась. Он обязался быть в зависимости от Москвы. И больше решения не менял.

ГДЕ НАДО — ВЛАСТЬ УПОТРЕБИТЬ

1365 год. Нижний Новгород самовольно захватил князь Борис Константинович. Великий князь Московский не хотел кровопролития. Он и святитель Алексий попросили игумена Радонежского посетить Нижний. Образумить строптивого Бориса Константиновича, передать ему требование приехать в Москву.

Преподобный Сергий к князю нижегородскому пришёл, волю великого князя передал. Но Борис Константинович — не послушался. Сказал, что князей судит только Бог.

Дело шло к войне. И тогда преподобный Сергий употребил власть, самую большую — духовную. Он затворил все храмы в Нижнем Новгороде. Это было что-то немыслимое! Богослужения — прекратились. Да ещё к городу стало подходить сильное войско из Москвы. Вот уж действительно суд Божий настал. И князь Борис Константинович испугался, покорился, попросил прощения. Обошлось без жертв.

МУДРЫЕ СЛОВА СВЯТОГО

В следующем году великий князь Московский Дмитрий Иванович женился. Шестнадцать лет было и ему, и его супруге Евдокии. Великая княгиня стала духовной дочерью преподобного Сергия. Она ездила к нему в монастырь, слушалась его советов. И великий князь вслед за женой начал приезжать к Радонежскому игумену. Это великое дело, когда муж и жена исповедуются у одного духовника. Их единство укрепляется.

Преподобный Сергий крестил Юрия — сына великого князя. На крестины в Переславль-Залесский съехались князья со всей Руси. Хорошее это дело — мирное, объединяющее. А сколько мудрых слов услышали они от святого старца! И, возможно, после этого остановилась чья-то рука, не поднялась на брата.

ВОСКРЕСЕНИЕ

1378 год. Умер митрополит Алексий. А на Русь пришли татарские войска. Они предпочли бы не сражаться, получить хорошую дань. Но Дмитрий Иванович поехал к преподобному Сергию за благословением принять бой. Вот тогда-то на реке Вожа великий князь впервые разгромил татар.

Пройдёт два года — и полчища татар под предводительством хана Мамая пойдут на Москву. Навстречу им выступят объединённые силы русских князей под предводительством Дмитрия Ивановича, получившего прозвище Донской. Преподобный Сергий благословил его на бой. Победа на поле Куликовом в 1380 году была великой. Русские князья впервые почувствовали, какие плоды приносит единство.

Вскоре татары всё-таки разорили Москву. Ещё много лет продолжались их набеги на Русь. Ещё не раз изменяли Москве некоторые князья. Но главное уже свершилось: русские души почувствовали духовную общность. Началось их воскресение. А оно — непобедимо.

18 июля — память преподобного Сергия Радонежского

СВЯТЫЕ ВЛАДИМИР И ОЛЬГА

О великой русской княгине Ольге говорили, что у неё мужской ум. Это было комплиментом в устах современников и потомков. Оставшись вдовой, Ольга расправилась с врагами мужа древлянами с поразительной выдумкой и жестокостью. Чего стоит только её «милостивый» отказ от дани с древлян! Она запросила с них всего-то по паре голубей от каждого двора. А получив, велела привязать к ним паклю, поджечь и отпустить. Птицы, понятно, полетели по домам. И город сгорел дотла!
Но потом наступило время размышлений и переоценок. Великая княгиня поехала в Константинополь — и крестилась с именем Елена, в честь равноапостольной царицы. Ольга и сама стала равноапостольной. Она не смогла привести ко Христу сына Святослава. Зато посеяла семена веры в сердце внука Владимира.
Подобные ситуации переживают многие из нас теперь. Мы в зрелом возрасте нашли веру. А дети наши порой не хотят слушать о ней.
Красным Солнышком именовали великого князя Владимира уже при жизни. Но далеко не сразу засияло это солнышко сквозь языческий мрак.
Владимир был воином, достойным внуком Ольги и сыном своего отца. Древняя летопись рассказывает о том, как князь завоевал город Полоцк. Правитель города не захотел отдать свою дочь замуж за Владимира. Да и сама Рогнеда не желала идти за «сына рабыни».
Князь велел вбить на площади два кола, привязал к ним отца и мать девицы — и на глазах у них «совершил над нею непотребство». Такой вот нрав!
Но оставаться язычником Владимир не хотел и не мог. Это было против его ищущей, искренней натуры. И, конечно, он уже выбрал христианство, когда отправил в разные страны послов и велел познакомиться с верованиями иных народов. Князь ждал, что послы сами убедятся в истинности и красоте православия. Так и случилось.
А дальше он стал просить греческих царей (тогда на престоле было два брата), чтобы они отдали ему в жёны свою сестру Анну. Братья поставили одно условие:
— Негоже христианке идти за варвара. Примешь нашу веру — и отдадим за тебя сестру.
Владимира это устраивало. Он ждал невесту в Корсуни (развалины города находятся возле Севастополя). А она плыла туда на корабле — с молитвой, со слезами, в сопровождении священства и сановников. Единственное утешало царевну: через неё Бог приведёт к Себе непросвещённых русичей.
А князь тяжело заболел, ослеп. Анна посоветовала ему:
— Крестись скорее!
Он вышел из крещальной купели прозревшим и полностью исцелённым. Это чудо так подействовало на него, что семена веры дали мощный рост. С молодой супругой, попами, дьяками прибыл Владимир в Киев и обратился к народу:
— Пусть заутра окажутся на Почайне-реке и богат, и убог, свободный и раб, пол мужской и женский, старые с юными, девы и юноши, старцы с детьми, но также и нищие, — и если кого там не встречу, тот будет мой личный враг.
Казалось бы, жуткое насилие! Креститься, чтобы не стать личным врагом великого князя? Но люди шли на Почайну-реку с радостью, приговаривая:
— Если б это не было добрым делом, князь бы его не принял!
Владимир строил храмы, открывал школы, где учились будущие священники. Кормил бедных, больных. Даже смертную казнь пробовал отменить, но потом понял: этого делать нельзя. Государство должно быть сильным. И продолжал защищать подданных от лихих людей.
28 лет правил Владимир христианской Русью. После смерти великого князя его сыновья Борис и Глеб стали первыми канонизированными русскими святыми-страстотерпцами. Это главное подтверждение искренности их отца.
Но и нам великий князь Владимир стал отцом на все времена. Он сделал для нас главное — открыл смысл и истину жизни. За это мы благодарны ему и его великой бабке равноапостольной княгине Ольге.

24 июля — память святой равноапостольной великой княгини Ольге

28 июля — память равноапостольного великого князя Владимира

6 августа — память благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

Наталия ГОЛДОВСКАЯ