
Из алтаря вынесли Чашу для Причастия.
— Со страхом Божиим и верою приступите! — возгласил священник.
И тут старец Иаков лишился чувств. Дальше он помнил только одно: рядом с ним оказался святой праведный Симеон Верхотурский. Его мощи находились там же — в Верхотурском Николаевском монастыре. Святой прикоснулся к старцу и сказал:
— Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и слов бранных, иначе Господь пошлёт на людей и на их скот голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым. Пусть народ отслужит молебен об отвращении гнева Божия.
Шёл 1711 год. Старца услышали и послушались. Беда миновала.
25 сентября — перенесение мощей святого праведного Симеона Верхотурского
НЕ СМЕЙ, НЕ СМЕЙСЯ!
Актёр развлекал зрителей. На арене цирка изображал христианское крещение.
— Крещается раб Божий Порфирий! — гундосил он под хохот трибун. — Во имя Отца. И Сына. И Святого Духа.
Опустился в купель раз, второй, третий. И вдруг увидел Кого-то, невидимого другим. И пал перед Ним ниц:
— Верую, Господи!
Император разгневался. Актёра казнили.

28 сентября — память святого мученика Порфирия Ефесского
УЧИТЕЛЬНАЯ МОНАХИНЯ
Пятнадцать лет было юной княжне Феодулии — дочери Черниговского князя Михаила. По тем временам настала пора выдавать её замуж. Девицу просватали за сына Суздальского князя — и она с родными, с приданым отправилась к жениху.
Её родители долго были бездетными. Вымаливали дитя у Бога. И вот им явилась Пресвятая Богородица, сказала, что у них будет дочь. Совершенно особенная — Феодулия. Это значит «раба Господня».
Девушке не хотелось выходить замуж. И опять же Владычица в видении посоветовала ей не перечить родителям, отправляться к жениху. Пока Феодулия ехала в далёкий город, жених умер. Можно было возвращаться домой, но она продолжила путь. Решила: раз не сложилось с замужеством, поступит в монастырь.
Около Суздаля, за городскими валами, стояла женская обитель в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Влахерн тоже находился за городской чертой Константинополя. Когда-то туда принесли из Иерусалима ризу (верхнюю одежду) Владычицы и положили в храме. Этот день стал праздником, который отмечали и в России.
В Ризоположенском Суздальском монастыре была игумения-старица. Она приняла юную Феодулию в обитель. В постриге княжну нарекли Евфросинией — что значит «радость». Новой монахине предстояло оправдать это имя — по нему пожить на земле.
Игумения убеждала Евфросинию хранить обеты, данные Богу, не кичиться княжеским званием, не требовать, чтобы кто-то работал на неё, а самой работать на сестёр. Вероятно, старица предвидела, какое служение предстоит этой монахине — и заранее оберегала её от самовозношения.
В те времена, ещё до нашествия татар, в обителях были особые монахи, которых называли «учительными». Хорошо образованные, они изучали Священное Писание — и умели рассказать о нём братии, мирянам.
Мать Евфросиния получила прекрасное образование, воспитание и стала учительной монахиней. Голос у неё был приятный, речь ясная. На беседы о Евангелии, христианской вере приходили сёстры и даже жительницы Суздаля. Слушала их и матушка-игумения, которая всячески поддерживала труды монахини-княжны.

Довольно скоро игумения заметила: у сестры Евфросинии появляются и проявляются духовные дары. Их личные разговоры становились всё глубже и проникновенней. Допустим, монахиня вдруг интересовалась, зачем Господь посылает ей искушения. Игумения объясняла:
— Враг нападает — и в бою царь видит своих твёрдых рабов. Вот и Господь попускает искушения тем, кто любит Его, чтобы проявились и укрепились добродетели.
Монахиня Евфросиния усваивала уроки опытной наставницы и вырастала в подвижницу, известную в округе. На беседы к ней приходило всё больше людей. А может, и не только на беседы. У Евфросинии появился дар прозорливости. Её слову верили, советов слушались. Не все, конечно…
Наступил февраль 1327 года. К Суздалю подошли татары, окружили город.
Об их нападении преподобная знала заранее. Она молила Бога и Его Пречистую Матерь сохранить город и монастырь. И Господь открыл ей: город разрушат, а монастырь — нет.
— Знамение Креста будет охранять его, — обещал Спаситель.
И мать Евфросиния увидела свет над обителью, Крест и двух огненных юношей возле него. В руках они держали лук и стрелы:
— Мы посланы охранять твой монастырь.
С обывательской точки зрения Ризоположенская обитель была совершенно беззащитна перед врагом: деревянные стены, храм, постройки. И некоторые насельницы испугались, бежали в Суздаль — за городские валы. Почти все они погибли. Выжили только те, кто вернулся обратно. Враги не могли взять обитель. То их опалял огонь. То они блуждали во мраке.
Через два года татары снова пришли на русскую землю — но только в южные области. Киевом тогда владел отец монахини Евфросинии — князь Михаил Черниговский. Хан Батый предложил ему сдать город. Князь не согласился. Зимой 1240 года Киев был практически уничтожен татарами, а Михаил Черниговский скрылся в Угорской (Венгерской) земле.
Прошло пять лет — и князь вынужден был поехать на поклон к хану. В орде христиан заставляли кланяться языческим идолам. Отец Евфросинии идолам не поклонился — и был убит вместе с верным боярином Феодором. А дочь-монахиня молилась за отца и его сподвижника, чтобы Господь укрепил их и принял.
На Руси, ослабевшей, опустошённой, начались эпидемии, уносившие множество жизней. Тогда-то и проявился у монахини Евфросинии ещё один дар — исцелений по молитве к Господу Иисусу Христу. В монастырь шли страдающие люди, несли и везли детей, близких. Мать Евфросиния молилась — и происходило исцеление человека: весь, целиком, душой и телом, он возвращался к жизни — ко Христу.
Однажды Евфросинии в видении явились отец с боярином Феодором, сказали, что пора ей готовиться к уходу с земли. Она недолго болела. Причастилась Святых Христовых Таин, простилась с сёстрами — и тихо умерла. Но, как все святые, не покинула нас, живущих на земле. У гроба подвижницы люди получали укрепление, поддержку, надежду. Монахиню-княжну помнили.
Преподобная Евфросиния Суздальская причислена к лику святых в XVI веке. Она пожила на земле по своему имени — приносила людям радость. Приносит и теперь — из вечности.
1 и 8 октября — память преподобной Евфросинии Суздальской (1250 год)
3 октября — память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245 год)
«ИДИ, ГОСПОДИНЕ, НЕБОЯЗНЕННО…»
Полчища татар с ханом Мамаем во главе вступили в пределы России. Было страшно. Великий князь Дмитрий поскакал в обитель Пресвятой Троицы к преподобному Сергию Радонежскому. Князю нужен был советчик: какой выбор сделать? Спрятаться и дать татарам опустошить Русь? Или сразиться с ними? Но татарское иго длилось больше полутора веков. Эти дикие войска казались непобедимыми.
Преподобный Сергий без слов понимал состояние князя.

— Иди, господине, небоязненно, — шепнул ему. И благословил.
Но боязнь-то от этих слов не прошла. Видно, с тяжёлым сердцем выступил в поход Дмитрий. Чтобы укрепить князя, игумен Сергий послал с ним на битву двух иноков — бывших воинов, бояр Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
8 сентября 1380 года, в День Рождества Пресвятой Богородицы, два войска лицом к лицу стояли на Куликовом поле. Между реками Доном и Непрядвой. Но друг друга воины не видели: их скрывал плотный туман.
Вероятно, великий князь переживал. И вот тут появились посланцы от преподобного Сергия. Инок протянул Дмитрию грамотку, в которой святой старец писал, «чтобы ты, господине, таки пошел, и поможет ти Бог Троица».
Туман рассеялся. Два войска, две громады увидели друг друга.
Человек огромного роста отделился от татар и поскакал в сторону русских. Это выехал на поле богатырь Челубей:
— Эй, русичи! Кто не боится сразиться со мной?! Или все вы трусы?!
В старину битвы часто начинались поединком двух богатырей. Победа одного из них считалась добрым предзнаменованием для его войска. Иногда те, чей богатырь проиграл, немедленно уходили. Так что принять бой было очень ответственно.
И эту ответственность взял на себя инок Александр Пересвет. По некоторым сведениям, он вышел сражаться в монашеской одежде. Не победил и не проиграл: оба воина одновременно насмерть сразили друг друга. Словно Бог скрывал тайну исхода битвы.
И сражение началось. Из 150 тысяч русских — 110 тысяч пали в бою! Татары были разбиты. Остатки их бежали. Рухнул миф о непобедимости врага.
Известно, что в день сражения преподобный Сергий Радонежский стоял на молитве. Он просил Господа помочь русским и поминал души тех, кто погибал на Куликовом поле. Духовным взором святой видел всё. Возможно, по его молитвам потом отыскали в роще раненого великого князя. Что с ним было, как он там оказался, неизвестно. Но страх перед татарами князь преодолел. После этой битвы его прозвали Донским — в память великой победы.
Через два года татары снова пришли на Русь и сожгли Москву. И всё-таки освобождение от ига уже началось. Это был вопрос времени.
Погибших в сражении похоронили на Куликовом поле. Некоторых отвезли в Москву. На месте их упокоения в первопрестольной построили храм Всех Святых на Кулишках — в честь небесных покровителей воинов. А иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю погребли в Симоновом монастыре в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Их могилы и поныне там.
ВОЕВОДА
В 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил русское войско на битву с татарами. Это святое дело — защита Отечества, родной земли. Тогда князь Дмитрий Донской выиграл сражение на Куликовом поле. А святой Сергий молился Богу о победе. Даже называл имена погибших, поминал их.
В Смутное время, в 1608 году, поляки заняли Москву, осадили Троице-Сергиеву Лавру. Преподобный Сергий три раза являлся во сне новгородскому гражданину Косме Минину. Велел собирать казну, войско. Освобождать Россию. Явился тяжело больному архиепископу Арсению Эласонскому, которого в Москве держали в плену:
— Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость. Завтра Москва будет в руках России. Россия спасена.
В 1812 году преподобный Сергий устрашил Наполеона, когда тот был в Москве. Старинная легенда рассказывает, что француз увидел три русские армии, а впереди них — преподобного Сергия. И насмерть испугался, понял свою обречённость. В сердцах сказал:
— Что за странный народ — русские, если их армии водят святые?!
В Великую Отечественную войну Сергий Радонежский являлся воинам — выводил из плена, указывал путь, устраивал на ночлег. Вёл к победе.
Преподобный бережёт Россию. И нам надо беречь.
8 октября — память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца
11 октября — память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежкого
Наталия ГОЛДОВСКАЯ