ГЛАВНОЕ — СОХРАНИТЬ ВЕРУ


«Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней», — сказал один мудрый человек. И я повторяю вам его слова. Нам самим надо жить во спасение и делать всё, что зависит от нас.

То, что происходит в мире, — не открытие, всему сему надлежит быть, и второе пришествие близится, а люди будут по обетованию спасаться до последних дней мира. Одни — спасаться, другие — погибать. И главное дело спасительное — сохранить веру.

У Бога нет для человека предопределения, но человек непременно является со-творцом Господу своей жизни. И Господь, назирая жизнь нашу, видит, полезно ли нам продление жизни, во благо ли мы иждиваем дни свои, есть ли ещё надежда на покаяние. В жизни нет произвола. И состояние нашей души влияет на сроки нашей земной жизни.

Архимандрит ИОАНН (Крестьянкин)

ВРЕМЯ ОТРАЖАЕТ СУЕТУ

Бог сказал, что жизнь падшего человека станет проходить в трудах и заботах: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3. 19). Большие усилия требуются от нас, чтобы возделывать, хранить землю. К сожалению, мы часто принимаем всуе душу свою: полностью отдаёмся заботам, печалям века сего — и забываем о главном, тратим себя на второстепенное, становимся многопопечительными.

В дела наши нужно вносить сердечную чистоту — и она соединяет человека с Божественным миром. Христос это объясняет в Евангелии: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6. 26, 28—29).

Время отражает суету, текучесть нашего мира. Кто думает, что существование людей возможно только во времени, принимает суету как норму жизни. Начинает утверждаться в этом сам — и утверждать других. Но на горе Господней станет только тот, кто «не клятся лестию искреннему своему» (Пс. 23. 5).

Протоиерей Георгий БРЕЕВ

«ОТ БОГА ИСХОДИТ ЧИСТОЕ ДОБРО»

само по себе страдание — не благо. Хорошо в нём лишь то, что страдающего оно иногда подчиняет Божией воле, а в других — порождает жалость и деятельную доброту. В падшем и частично искуплённом мире дело обстоит так: от Бога исходит чистое добро; чистое зло — от Его мятежных созданий; Бог использует это зло в Своих целях; возникает новое, производное добро, которому способствует принятое страдание и сокрушение о грехе.

Бог всегда может обратить зло в добро, но это ни в коей мере не оправдывает злодеев. Поймите, это исключительно важно. Надобно прийти обидам, но горе тому, через кого они придут. Когда умножается грех, действительно преизобилует благодать — но не дай нам, Господи, вывести отсюда, что следует побольше грешить. Крестный путь ведёт к вершине земной истории, но для Иуды оправданий нет.

Клайв Стейплз Льюис