
(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—6. 2025)
«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.
Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
ДА МЯ НЕ ЯВИШИ
Отец Георгий рассказывал:
Когда человек старается жить благочестиво, Дух Святой веселит его сердце. А когда творит беззакония, благодать Божия оскорбляется. Господь отходит от него, а бесы радуются. И в молитве ко Пресвятой Богородице дальше идёт прошение: Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника — не яви меня в радость бесам, ибо виновен во многих грехах.
В 60—70-х годах среди верующих ходили фотографии, которые помогали им усвоить простые истины. Там изображалось, как с одной стороны стоит праведник и рядом с ним ангел-хранитель, а с другой стороны — человек мрачный, окружённый бесами. Тот, кто творит беззакония, по образу жизни, поведению уподобляется злым духам, и те его привечают. А о праведнике радуются ангелы, он входит в сообщество святых.
Очередная просьба к Царице Небесной: Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Обнови, сотвори новым меня, обетшавшаго нечувственными — пришедшего в ветхость, негодность, потерявшего крепость, радость жизни из-за грехов. Верни мне свежесть чувств, Царица Небесная, дай второе духовное рождение.
Ещё просьба к Божией Матери: Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Странна — отстранённым, свободным от всякой муки совести, всех душевных сил. Когда мы грешим, в нас происходит разлад, ломается единство, цельность. Чувства говорят одно, разум — другое, воля — третье. Начинается внутреннее страдание — самое тяжёлое: человек ощущает, что гибнет.
Нам надо понимать: такие состояния могут быть. И просить Божию Матерь: отведи их от нас, Владыку — Бога и Творца об этом умоли.
О чём ещё? О том, чтобы нам иметь радость, не преходящее, постоянное веселье, как у людей, проживших свято: Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Об усопших мы тоже молимся: со святыми упокой. В таком месте, где обитают святые.
Дальше идёт обращение: Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Здесь явно присутствует покаяние: услышь голос Твоего раба — непотребного, не годного ни на какое полезное, доброе действие. Таким человек и должен себя чувствовать: не способным ни на что хорошее, спасительное.
В молитве появляется интересный мотив — просьба к Пречистой Деве Марии, чтобы она дала молящемуся дар слёз: Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Не просто слезу, а струю слёз.
Когда душа приближается к Богу, она видит своё недостоинство в свете Божественной святости, чистоты. От этого рождаются слёзы. Бог дал их людям как средство, очищающее грехи.
Дар слёзной молитвы считается благодатным. Стяжать слёзы — означает получить силы, способные очистить человека. Некоторые святые, например Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, утверждали: если нет слёз, нет и покаяния. Появились слезы — значит, ты достиг чувства своей нечистоты.
Наш мир очищается, когда идут дожди. Они всё обновляют, всему дают жизнь. Так и с душой: покаянные слёзы приносят ей радость, чистоту, приток жизненных сил. Молиться Богу со слезами — счастливая возможность, и надо просить Пречистую Деву Марию, чтобы в молитвах, особенно покаянных, Она давала нам слёзы, души моея скверну очищающи.
Как-то отец Георгий сказал:
— Слёзы очищают не только душу, но и тело.
Он тогда болел. Читал житие святого — и заплакал. Начался кашель, бронхи очистились. Ему стало легче.
Но слёзы могут быть и от обиды, саможаления. Поэтому батюшка предупреждал:
— Если после слёз на душе хорошо — это слёзы хорошие, а если тяжело — плохие слёзы.
(Продолжение в следующем номере)