КАЖДЫЙ, КТО ХОЧЕТ, ВСТРЕЧАЕТ СПАСИТЕЛЯ

Евангелие – это книга встречи Бога с человеком. И человека – с Богом. Похоже, каждый, кто хотел, встретил Спасителя. Даже слепой Вартимей, сын Тимеев, у которого, казалось, не было на это ни одного шанса (от Марка, 10. 46-52, от Луки. 18. 35-42).

-Эта встреча произошла уже в последние дни жизни на земле Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, – рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. – Приближалось время Его страданий. И Господь в последний раз направляется в город Иерихон.

Евангелие рассказывает, что народ окружал Спасителя со всех сторон. Люди шли впереди Христа и по Его стопам. И, как обычно, все разговаривали, шумели.

А у слепых слух обострён. Вартимей слышал: происходит нечто необычайное, непривычное. Словно накатывается мощная морская волна перед штормом. И слепец начал спрашивать, что это.

-Ему ответили: идёт Иисус Назорей.

-Вся Иудея, Галилея, Палестина уже знали  о Господе. Многие на себе испытали Его милость, которая изобильно изливалась на людей в трудных обстоятельствах, болезнях.

Видимо, Вартимей слышал о Спасителе и в душе надеялся, что когда-нибудь наступит такой благословенный момент – и Христос окажется рядом с ним.

-Момент настал?

-И Вартимей начал вопить: «Сын Давидов, помилуй меня!» Этот вопль был таким постоянным, непрестанным, что начал раздражать людей: и чего он так кричит? чего хочет?

Слепому говорили: «Прекрати! Перестань!» А Вартимей продолжал обращаться к Богу и Спасителю. Это был вопль всей его жизни. Слепец знал: если Спаситель пройдёт мимо, он навсегда останется погружённым во тьму.

И крик Вартимея победил шум людской толпы. Спаситель остановился и велел позвать к Нему слепого.

-Вартимея привели.

-Господь спрашивает: «Чего ты хочешь от Меня?» Конечно, единственное, чего тот желал, – обрести зрение. Ведь зрение – великий дар, который есть у человека.

Христос говорит Вартимею: «Вера твоя спасла тебя!» И в присутствии великого множества людей слепой обретает зрение. Представьте себе, что может чувствовать человек, который  вдруг увидел свет Божий! Это в него пробилась новая жизнь.

И Вартимей пошёл за Господом, прославляя Его великое человеколюбие и милосердие.

-Да, «пошёл за Иисусом», как сказано в Евангелии. Прозрел – и понял, за Кем идти.

-Люди имеют двойную природу – телесную и духовную. И обладают не только обычным, но и духовным зрением. Трудно живётся тому, чьи телесные очи повреждены. Но ещё хуже человеку, который духовно незряч. Его жизнь совсем трагична и бедственна. А ведь такая слепота – болезнь нашего времени.

-Наверное, самая распространённая.

-Один преподобный старец до самой смерти молился: «Господи, просвети мою тьму!» Ему говорили: «Отче, да ты уже свят, достиг совершенства!» А он продолжал просить о том, чтобы Бог убрал тьму неведения, помрачение ума, которое застилает наше духовное зрение.

Господь близко, рядом. Но слепой разум не даёт людям увидеть ни мир вокруг, ни ближнего своего, ни нашего Спасителя.

-Значит, чтобы встретить Бога, прозреть, нужно звать Его – настойчиво, как Вартимей?

-Упорно, непрестанно. Тогда душа со всей силой понимает: если Бог меня не увидит, не услышит, я никогда не освобожусь от страстей, грехов, падений, слепоты. Вартимей вопил: «Сын Давидов, помилуй меня!»

-Это похоже на Иисусову молитву, правда же?

-Верно. Все молитвы даны нам в самом Евангелии. Вартимей называет Господа Сыном Давидовым, потому что не видел Спасителя. А святые отцы молились уже иначе: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!»

И их молитва возвышалась настолько, что побеждала шум мира – и Бог всегда шёл навстречу человеку.

-Из Евангелия мы знаем молитву Господню: «Отче наш». Но ведь и молитву мытаря тоже даёт нам Христос: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!»

-Да, преподаёт в притче о мытаре и фарисее (от Луки. 18. 10-14), чтобы начертать в нашем сердце и уме основные истины – как норму жизни. Евангельские образы вечны и относятся ко всему человечеству, у которого Единый Создатель – Бог и Творец. Господь пришёл на землю, чтобы дать нам это ведение. Оно спасительно для нас.

Но вернёмся к притче. Она говорит, что в храм вошли два человека. Один – с достоинством высокого общественного положения.

-Это фарисей.

-Он направлялся в дом Божий и понимал, что равного ему среди людей там, пожалуй, не найдётся.

-Почему?

-Закон исполняет, десятую часть дохода жертвует на храм, постится, как положено. И само его звание – учителя народа – тоже очень высоко в глазах окружающих. Бог выделил его среди остальных людей – самим этим положением. Фарисей уверен: Господь его слышит и оправдывает. В храме ему принадлежит первое место.

-А ещё в храм вошёл мытарь – сборщик налогов.

-Это человек презренный в глазах людей. Многие его осуждали – и в то же время завидовали богатству мытаря, хоть оно и неправедное.

Фарисей молился: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…»

-Он благодарит Бога.

-И вроде бы правильно думает о мытаре. Но мытарь и сам эту правду видит – не со стороны, поверхностно, а изнутри. Он поник головой от своих грехов и чувствует: ему не место в храме – в этом святилище Господнем. Обретя веру, мытарь познал, что для Вечности он не годится: все заповеди нарушил, его образ жизни не соответствует никаким духовным нормам.

Человек этот входит в храм с чувством глубочайшего раскаяния. Только просит о единственном.

-О милости?

-А Сын Божий и пришёл в наш мир с милостью. Взял на Себя наши грехи и пригвоздил их к Своему Кресту. Пролил Пречистую Кровь, чтобы спасти людей – не по делам, которые не соответствуют высокому божественному призванию человека, а по Своей милости. Господь не хочет смерти грешника.

Бывает, мы с трудом вырываемся из своих нелёгких обстоятельств, идём в храм помолиться.

-Да, каждый раз – с трудом.

-А душа не всегда раскрывается, покаяние в ней не зарождается. И мы не очищаемся от грехов. Но ведь это очищение даёт нам духовную свободу, прозрение, что Бог возлюбил нас и пришёл спасти ценою Креста Христова.

Человеку очень важно приблизиться к Богу. Фарисей был высокого мнения о себе. Ему ничего не нужно менять – он и так хорошо устроен, живёт в почёте. Но он подобен гробу: снаружи украшен, а внутри полон всякой мерзости, которую даже не замечает и не переживает из-за неё.

-Ощущает себя праведным.

-Но картина выглядит иначе перед лицом Божиим.

Два человека – как два противоположных полюса, которые никогда не сойдутся. Между ними – духовная пропасть: один себя превозносит, а второй – ставит ни во что и только произносит: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»

Мы, как мытарь, можем просить у Христа только милости. И тогда всё меняется в нашей жизни.

-Каким образом?

-Евангелие благовествует Царствие Небесное, говорит о вечном. И о том, как человеку приобщиться к истине, которая уже сейчас открывается на земле, но станет нашим достоянием – в Вечности.

В конце притчи Господь говорит: «…всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Поймет, увидит своё самолюбование, тщеславие, гордыню, которая, как тень, всегда идёт за нами. Увидит самовозношение, самооправдание. И раскается в них.

Мы же себя в одно мгновение оправдываем – и никогда не ударим в грудь, как делал мытарь, не скажем: «Господи, я не достоин ни самой жизни, ни милости, которая проявляется надо мной!»

-Это так.

-Человек получает от Бога и Создателя то, что никто другой ему дать не может. Только Господь имеет власть избавить нас от греха. Он оправдывает кроткого, смиренного, кающегося грешника.

Притча о мытаре и фарисее – наше духовное богатство. Она открывает нам глаза.

-Духовное зрение?

-Да, и помогает избавиться от самовозношения и греха осуждения. Часто даже друзей мы видим в недобром свете.

-И уж тем более – незнакомых.

-Но это неправильно. Миллиарды людей живут на земле. А сколько из них проводят жизнь в лишениях, страданиях! Встретишься с таким человеком – и вдруг замечаешь, какое у него величие духа, окрылённая мысль.

Все идут к Вечности. Господь любовью привлекает нас к Себе. И нам нужно вдумываться в Закон Божий, смотреть в своё сердце и на ближних. Нам есть, перед чем смириться, чему удивиться.

-Не пропустить?

-И научиться признавать: «Ты знаешь моё место, Господи! Дай мне его обрести».

-В молитве человек встречается с Богом. Это возможно во все времена?

-Да. Из Ветхого Завета мне вспоминается молитва праведной Анны. Она была бесплодна и однажды пришла в храм и долго стояла, закрыв глаза. Всю свою жизнь вложила в молитву о ребёнке, дала обет, что посвятит чадо Богу.

Священник был потрясён, когда увидел, как она молится. Подошёл к ней и сказал: «Я верю, что Бог поистине даст тебе то, о чём ты просила».

-А ведь так и случилось.

-Анна родила пророка Самуила, который стал служителем алтаря Господня.

Всегда, в любых даже самых неблагоприятных обстоятельствах будем сердечно уповать на Бога и обращаться к Нему. «Из глубины воззвал к Тебе, Господи!» – говорит в молитве пророк Давид. И Господь внемлет ему. И внемлет нам. Идёт навстречу человеку – и совершаются великие милости в нашей жизни.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий