«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас», – говорит Христос ученикам на Тайной вечере. В этих словах собраны все Его заповеди: они о любви, единении людей.
Но мы не умеем прощать, терпеть и уж тем более – любить. И наши отношения – жалкие, мертвые. Да и сами мы – одиноки.
-У нас больше надлома и страданий, чем понимания и взаимопонимания, – считает протоиерей Петр ВИНОКУРОВ.
-Да, себя не понимаем. А близких – тем более.
-Порой спрашиваешь людей: «Что это вы в семье всё время скандалите?» И слышишь в ответ: «Мы не скандалим, а общаемся!» Они даже не представляют себе иного. А оно может появиться.
Мне довелось услышать от одной старушки такой рассказ. Много лет она терпела упрямство мужа. Любила его! Он ей в храм не разрешал ходить, не хотел иметь детей. А она под разными предлогами родила трёх сыновей. Муж их крестить не позволял, а она крестила. Тайком молилась – и сама, и с ними. Говорила: «Нам, батюшка, Господь дал вырастить детей хороших».
-Она мучилась – и муж мучился, терпел её. Но они сохранили отношения – и дети ими воспитались?
-Конечно. В конце жизни мужа разбил паралич. Он всё понимал, но был без сил, нуждался в помощи, милости. И радовался, что жена с ним читает молитвы, Евангелие. Вот когда душа человека проснулась.
-Долго ждать пришлось!
-А хорошего можно долго ждать.
-Не спорю.
-Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (от Иоанна. 15. 13).
-Но для этого надо «отвергнуться себя» – вырваться из собственного эгоизма. Спаситель живёт так: Он полностью открыт, отдаёт Себя людям – вплоть до смерти.
-И насильно никому не навязывается. Ждёт, когда человек сам захочет Его узнать. Господь принимает грешников – и несёт крест за каждого из нас.
-Но мы так не можем. Хотя нам хочется, чтобы другие относились к нам, как Христос.
-Да, душу за нас отдавали. И при этом утверждаем себя – самоутверждаемся. Чего Господь никогда не делает.
В своём эгоизме мы похожи на маленьких детей. Родился ребёнок – и сразу требует: «Люби меня, живи мной, открывай мне мир! Иначе буду кричать». И взрослые, когда им больно, тоже начинают кричать и требовать: «Ты неправильно себя ведёшь! Поступай иначе!» Наверное, мы вправе требовать к себе уважения и доброго отношения.
-Наверное.
-Но толку от этого нет.
-Кричи – не кричи.
-Потребность любить и быть любимыми заложена в нас Богом. И в молодости мы умеем восхищаться друг другом (конечно, и собой тоже!).
Потом лукавство всё-таки побеждает: начинаем считать себя хорошими, заслуживающими любви – и стараемся побольше получать от другого человека, его (или её) красоты, талантов. Поменьше отдавать взамен. При этом душа всё больше недовольна. Никак не насытится.
-Это проблема всего общества потребления: хватаешь больше – радуешься меньше. Да ещё озлобленность растёт.
-Верно. А почему? Отдавать себя за другого – высшее в жизни. Это Божий закон любви. И у него есть обратная сторона: не будешь счастлив, если только получаешь.
-Но мы не можем и не хотим этого менять.
-Часто не хотим. Но всё-таки можем.
-Что именно?
-Много раз я убеждался: отношения меняются, если мы перестаём гнуть и исправлять друг друга. И честно просим: «Господи, прости и помоги! Я не понимаю, раню близкую душу! У меня нет для неё доброго слова».
Бог поможет. Но и самому хорошо бы постараться: нет доброго слова – так хотя бы не говорить плохого. Жизнь становится лучше, радостнее, если мы вносим в неё свой труд. Стараемся хоть чуть-чуть быть внимательными к другим, заботливыми, готовыми на молчание, если оно нужно.
-Ещё как нужно!
-Мы не способны сказать друг другу что-то доброе. Но в молчании его может сказать Бог – сердцу, таинственно.
У человека есть способности стать выше эгоистических интересов – в хорошем и, к сожалению, в плохом смысле.
-В плохом?
-Да, когда он жертвует жизнью ради глупостей – и бывает обманут, обворован ложными устремлениями.
-Да-да, такое встречается на каждом шагу.
-Посмотрите, как живёт мир: тебя обобрали – и ты наживайся за счёт других, тебя оскорбили – и ты оскорбляй. Вот и мы почти непрерывно грызём близких, злимся на них. Предаем любовь. Ссоры, унижение друг друга – это же предательство?
-Безусловно.
-Лукаво, лицемерно считаем себя хорошими, а других – плохими. Не задумываясь, соревнуемся в колкости, язвительности, а ждём любви. Сами бежим наперегонки: кто кого больнее упрекнёт, а надеемся на милость.
-И понимание.
-Вера говорит: остановись, не разрушай!
-Дай человеку быть таким, как есть, не переделывай.
-А мы злимся, не сдерживаем себя – и становимся убийцами: жизни, отношений, настроения другого. Так свидетельствует Тот, Кто хочет, чтобы в нас раскрылось высокое человеческое достоинство.
Наша душа это знает. Знает красоту, лучшее – и ищет его. Это знание в неё вложил Бог. Совесть, самосознание – Его дар человеку.
Мы страдаем и чувствуем боль, не хотим к себе кривых отношений. А если честно спросить себя: «Что я сам приношу близким? Без любви к ним моя жизнь неполноценна…»
-И у них.
-Душа другого тоже жалуется, болит, хочет, чтобы её услышали, поняли. Выходит, трудно, не только мне.
-Да, всё взаимно.
-В шесть лет мама отдала меня в музыкальную школу – учиться играть на скрипке. Мамам приятно, когда ребёнок занимается музыкой.
-Отцам тоже!
-Я проучился два года – и дальше не сложилось. Потому что в этом же здании за углом был спортзал. Там открылась секция спортивной борьбы. Поначалу я совмещал то и другое, но мужская натура склонилась к искусству борьбы. А в старших классах школы я вернулся к музыке.
-Вот! Усилия мамы были не напрасны.
-Сначала меня стала интересовать бардовская песня, потом – классика. Оказывается, душа откликается на красоту. Но может не откликнуться, если струны в ней зажаты, как в испорченном музыкальном инструменте.
-К чему вы клоните, батюшка?
-С инструментами так бывает: что-то треснуло, рассохлось внутри – и тон изменился. Мгновенно этого не исправишь. И тогда, чтобы исполнить какое-то произведение, другие инструменты перестраивают под «слабый».
Так и в семье: ради немощной души можно перестроиться под неё, но при этом не опуститься, не озлобиться.
-Такое реально?
-Чудо брака состоит в том, что между нами всегда есть Господь.
-А слово «брак» в Церкви понимается широко: все наши отношения Христос сравнивает с браком.
-Верно. Нам самим не исправить друг друга упрёками. Жизнь налаживается, держится любовью Бога.
-«Разделяй и властвуй!» – таков девиз духа злобы. Духа века сего, как утверждал преподобный Сергий Радонежский. Во все времена святые считали самым страшным разделение, одиночество людей. Но мы, кажется, этого просто не понимаем.
-И тут часто бывает важно слово родителей, людей постарше, которые объяснят, что единство дороже всего – особенно в семье. Что супруги всю жизнь учатся принимать друг друга, искать общее. Нам, эгоистам, это очень трудно, но иного пути нет.
-Несомненно.
-Человеку, не знающему Бога, наш мир может казаться нормальным и полноценным. Но ведь земная жизнь всё-таки является приготовлением к Вечности. Она таинственна в глубине – и это может открыться через наши отношения.
И не только с близкими или современниками, но и с теми, кто жил раньше. У нашей души есть свойство вне времени чувствовать жизнь, слово, дело других людей.
-Их музыку, радость, надежды.
-Они становятся родными, дорогими, важными.
-Значит, отношения можно изменить. Просить у Бога помощи. И ждать, надеяться, трудиться – всю жизнь.
—Древние философы считали: «Я мыслю – значит, существую». А богословы в средние века говорили иначе: «Я люблю – значит, существую». Ещё точнее – живу. Душа оживает, становится сильной, когда просит прощения, благодарит, заботится и радуется о других.
Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ