И ЖИЗНЬ НАЛАДИЛАСЬ

Мы часто говорим о том, что современный человек не может надолго сосредоточиться и смотреть длинный спектакль. А оказалось – ещё как может! Вопрос в том – какой спектакль.

Больше трёх часов идёт «Царский путь» в Московском государственном театре русской драмы под руководством Михаила Щепенко. В зрительном зале напряжённая тишина. Актёры на сцене говорят белым стихом. Уж это – совсем архаичная форма! Но вот закрывается занавес – и открывается важное понимание: мы соскучились по красивой, богатой, яркой русской речи. Этого не осознаешь, но стоит ей зазвучать – и невозможно оторваться от красоты слова.

КАКОЙ ПУТЬ – ЦАРСКИЙ?

Это путь личных отношений – и в вере, и с людьми. Путь ясности, подлинности, когда видишь жизнь без обмана. Не надламываешь и бережёшь слабого, благодаришь Бога и человека.

Царский путь показал нам Христос. Он искал, как спасти от гибели каждую душу. Но царский путь – ещё и тот, которым идёт человек, ставший царём на земле. Все смыслы содержит в себе название спектакля о святом патриархе Гермогене и его времени. А время это было смутное.

Пьесу написал художественный руководитель театра Михаил Щепенко.

-В соавторстве с Алексеем Константиновичем Толстым и другими, – шутит он.

Понятно, что для исторической драмы нужны источники: чтобы изучить, понять людей, ситуацию в стране. Но у Алексея Константиновича роль тут особая. Много лет назад в театре появился спектакль по его пьесе «Царь Феодор Иоаннович». Главного героя там играл Михаил Щепенко.

Уже на премьере, когда работа была ещё сырой, мне стало понятно, что это лучший Фёодор Иоаннович из всех, которых я видела. Потому что исполнитель вдобавок к таланту имел то, чего не хватало в советское время многим именитым актёрам, – православное вероисповедание.

Со дня преставления к Богу святителя Гермогена прошло 400 лет. И Щепенко опять вернулся ко временам, когда закончилась династия Рюриковичей и российский престол на короткое время занимали то цари из бояр, то самозванцы. Получилась дилогия – два спектакля по истории трудного для страны периода.

ПАТРИАРХ

Сейчас возвращения в историю особенно нужны. К сожалению, многие обращаются к ней, чтобы оплевать предков. А пьеса Щепенко написана с уважением к людям, с желанием разобраться в том, что происходило с ними и со страной.

В спектакле  мы встречаемся со святителем Гермогеном на склоне лет. А ведь он священником нёс к ближайшему храму икону Богородицы, обретённую в Казани. Был свидетелем, как прозрел слепой, как исцелялись люди у чудотворного образа.

Эти впечатления могли бы пройти мимо человека: случилось и случилось. Но бывают люди, которые умеют слагать в своём сердце сокровища, относящиеся к вере. И потом всегда хранят их. Патриарх Гермоген – из них. Его главная черта в спектакле – верность. Вера и верность.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВДЫ

При патриархе Гермогене царём избрали Василия Шуйского. Он был лукавым, лживым политиком. Трижды, например, изменил показания о царевиче Димитрии: сегодня говорит, что он убит, завтра – что выжил.

В смутное время в России рухнуло всё: власть, жизненный уклад. К трону рвались самозванцы. Бояре устраивали свои дела. Им было не до народа.

На улицах и дорогах – разбойники. Повсеместно – убийства, насилия, измены.

А народ ничего не понимал. В постановке простые люди появляются на сцене и задают недоуменные вопросы. Кто прав? Кто виноват? Где истина?

О том, что происходит, они спрашивают у патриарха. Его ответы всегда просты, ясны, обоснованы. И обращают к вере: Истина – Христос, путь жизни – только с Ним и по Его заповедям.

Патриарх ни от кого не отмахивается – как бы ни был мал человек в сословном отношении. Не лукавит, не юлит. Его мысли – прежде всего о душах: своей и других. И о судьбе Родины, и о судьбе поляков, и обо всех людях.

Мы знаем развязку этой истории. Царя Василия насильно прогнали с престола, постригли в монахи. В спектакле он исповедуется патриарху – и признаёт свой лукавый путь к власти и у власти. Получается, что жизнь его всё-таки состоялась. Признание своей неправды – это всегда утверждение правды.

СТАТЬ БОГАЧЕ

Патриарха уморили в кремлевской темнице. Уморили католики-поляки – с помощью православных-русских. Православных ли? Спектакль без назиданий доносит до зрителя простую, известную, вечную мысль: когда люди теряют веру и не замечают этой подмены, они теряют всё.

Бояре думали с помощью чужих устроить дела в стране. Но когда чужие устраивали нашу жизнь? Они только разрушали и разрушают. История свидетельствует об этом.

После премьеры высказывались пожелания, чтобы на «Царский путь» приходили школьники – и знакомились с нашей историей, рассказанной с уважением к ней. Чтобы приходили учителя.

Но на этот спектакль надо приходить всем. Без исключения. Слушать русский язык – и начинать его любить и хранить. Получать радость от прекрасной, слаженной игры актёров. Давать работу мысли, освежать чувства. Становиться богаче.

За рамками спектакля осталось (и, конечно, должно было остаться!) то, что новый царь Михаил Романов простил все измены и предательства. Покаялись бояре, покаялся народ. И жизнь постепенно наладилась.

А ведь «Царский путь» даёт ответ ещё и на личный вопрос каждого человека: как изменить ситуацию? Покаянием и переменой себя в вере.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

21 июля – память явления в 1579 году чудотворной иконы Божией Матери в Казани

Добавить комментарий