(Окончание. Начало в номере 6)
Иоанн Предтеча не был светом. Он пришёл, чтобы свидетельствовать о Свете – Христе (см. от Иоанна. 1. 6-8). Готовил путь для Него.
Предтеча хотел креститься от Христа, но Господь его останавливает: так надлежит исполнить правду (см. от Матфея. 3. 14-15). И Сам принимает Крещение от Иоанна.
-Посмотрим дальше на жизнь Предтечи – продолжает рассказывать протоиерей Алексий ПОТОКИН – Он находится как бы в одиночестве.
-Хотя у него есть ученики.
-И это странно, ведь Христос уже пришёл, и Предтеча засвидетельствовал это. Некоторые его ученики ушли к Господу. Должны бы уйти все.
-Но часть осталась.
-Служение Предтечи выполнено. Он говорит, что теперь ему надлежит «малиться» – умаляться (см. от Иоанна. 3. 30).
-Удивительное слово: становиться всё меньше и меньше. Царь Ирод сажает Иоанна Предтечу в темницу.
-Оттуда он посылает к Христу учеников и спрашивает: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (см. от Матфея. 11. 2-3)
-У святителя Феофана Затворника есть мысль о том, что Предтеча так поступает, чтобы они убедились в том, что это Господь.
-Но Предтеча и сам мог им сказать об этом – они бы не сомневались. Многие святые не могли поверить в то, что Иоанн Предтеча не знал, что это Христос. О Спасителе он говорил как о Человеке, над Которым видел Духа Святого в виде голубя (см. от Матфея. 3. 17). Но прямого знания, прощения и единства с Ним не получил. Иоанн умалялся – и пришло смущение.
-Надо было его разрешить.
-Ответ Христа ещё раз свидетельствует о высоте Предтечи. Господь мог сказать: «Да, это Я». Но Он говорит по смыслу примерно так: «Ты же Меня крестил, чтобы грешники прощались. Так посмотри, что происходит!»
-«Слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо Мне» (см. от Матфея. 11. 5-6).
-Значит, дело Предтечи было не зря. Его смерть кардинально отличается от смерти Господа или любого христианина. За что умирал Предтеча?
-За правду. Он обличал Ирода, царя.
-И настойчиво утверждал: тут отступление от правды. Но это ещё Ветхий Завет. А Христос умирал за людей – за грешников. Смерть за правду низводит Предтечу в ад.
-А умирающий «за други своя» – уже идёт в Рай. Вот чем ещё отличается правда от истины!
-Твёрдость, решимость Предтечи по-человечески никем не превзойдены. Нужен был такой человек, самый высокий из людей, самый могучий в вере, правде, стойкости. И его пример свидетельствует: ветхозаветная праведность не приводит к жизни вечной.
Никакое доброе дело, сделанное человеческими силами, выручить людей не могло (и не может). Нужны были прощение, милость Бога.
С одной стороны, проповедь Предтечи очень похожа на проповедь Самого Христа. Иоанн тоже призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (от Матфея. 3. 3).
-В чём отличие?
-Предтеча говорил о покаянии, доступном уму и сердцу падшего человека. Это, конечно, немало. Мы можем понять, что кого-то обманули, оскорбили, к кому-то были равнодушны.
-Как это понимали в Ветхом Завете?
-Но для покаяния, которое нёс Христос, этого слишком мало. Господь говорит о том, что есть откровенное зло – и мы можем его признать. Но главное в том, что человек забыл, как он призван жить – какой высотой. И только в свете Христа, когда поверим, что можем быть Его детьми, – мы способны увидеть, насколько не верны, нелюбовны, не преданы.
Слова Христа – не повторение слов Предтечи, а новая жизнь со Спасителем. Иоанн сопровождал покаяние неким символом – омовением водой, с людей как бы смывалась видимая грязь. А у христиан происходит поклонение Богу в духе и истине – перед лицом Самого Господа, потому что Он истина и жизнь.
-И человек внутренне меняется, становится другим?
-Конечно! Это уже не символ, а подлинное возрождение. Про людей, встретившихся с Христом, Спаситель и говорит: вот кто благовествует!
Христос указывает путь к добродетели – через покаяние. Вспомните его слова: «А кому мало прощается, тот мало любит» (от Луки. 7. 47).
-Мало прощается не тому, кто мало согрешил?
-А тому, кто мало понял и высказал. Наша вина перед Жизнью – окончательная. Все люди Её отвергли. И смерть – свидетель того, что мы Жизнь предаём везде, всегда и до конца. Упорно, упрямо.
-Комфортно…
-А чаще – «красиво», чтобы это ещё нравилось другим и соблазняло их.
Оказывается, я свидетельствую о своих грехах, приношу покаяние – и Царство Небесное тут же приближается ко мне. Не я к нему, а оно идёт ко мне, ищет меня, чтобы дать мне другую жизнь.
-Значит, Иоанн Предтеча во всём шёл перед Христом: в зачатии, рождении на земле, смерти.
-И в аду он тоже появляется первым. Туда ушли все пророки и праведники Ветхого Завета. У них были промежутки времени, когда они ждали, искали Божиего – и снова забывали об этом. Посмотрите, как, к примеру, закончили жизнь цари Давид и Соломон.
Царь Давид радостно скакал перед Ковчегом Завета – и даже к жене своей, которая смеялась над этим, уже не мог относиться с глубокой любовью, как раньше. Насмешка над верой не давала ему быть единой с ней. А потом Давид взял чужую жену – да ещё хитростью, подлостью.
-И от неё, от «бывшей за Уриею», родился Соломон (от Матфея. 1. 6).
-Царь Соломон построил храм, а сам превратился в язычника. И вот Предтеча спускается в ад, говорит душам умерших: «Христос идёт нас выручать!»
Иоанн Предтеча – последний пророк. После него мы можем прямо обращаться к Христу: Он приносит и даёт нам жизнь. Эта близость не требует посредников, посвящённых.
-А священники – разве не посредники между нами и Христом?
-Нет. Священник во время службы произносит не свои слова, а Господа. Дело священника – подвести человека к Богу, быть свидетелем, который может помочь кающемуся. Но исповедь принимает не священник, а Христос.
Апостолы тоже подводили к Христу. Они не могли действовать, когда думали опереться на какие-то правила, формулы, потому что помогали им не формулы, а Христос.
-Предтеча – больший из рождённых женами. Но почему в Царстве Небесном он наречётся меньшим?
-Потому что человеческие усилия совершенно несопоставимы с милостью, которую даёт Господь. Самый последний грешник, который услышал слова Христа: «Прощаются тебе грехи твои», – и обрадовался им, встаёт выше всех.
Многие последние будут первыми. А праведность человеческая для вечной жизни мертва. Мы уже говорили об этом.
-Тогда зачем она нужна?
-Чтобы подвести человека к Спасителю. Праведность открывает Его. И это очень много.
В жизни мы всегда хотим иметь результаты, плоды. А в Евангелии сказано: «один сеет, а другой жнёт» (от Иоанна. 4. 37). Простая стойкость, которая не обретает результата на земле, на самом деле очень важна.
-Как у Предтечи?
-Да, ведь он своё дело выполнил! Открыл путь Христу, Который всё и совершил – для всех людей.
Никакой созидательный, но не завершённый человеческий труд не бывает напрасным, хотя многие жалеют, когда кто-то чего-то здесь не успел, что-то было разрушено. Оно не пропало и будет действовать: воскреснет или, как из семени, вырастет и станет большим деревом. То, что было заложено, явит себя всем.
-Тайное станет явным?
-Иоанн Предтеча является покровителем монашества. Монашеская жизнь проходит в уединении, неизвестности. В чём её смысл? Это путь, на котором человек пытается сделать прямыми стези Господу.
-Готовит себя к приходу Спасителя?
-Да, чтобы когда-нибудь до конца раскаяться, преданно принять Бога. Мы знаем монахов, которые обретали Его – и выходили на служение людям.
-Как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский?
-Они несли всем Его свет. В жизни Предтечи это не наступило: у него была только первая часть. Он равноангельный.
-Даже икона такая есть: «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни».
-Ангел – посланник, слуга, исполнитель. А человек должен превзойти это и стать творцом – уподобиться Богу. Правда, мы и до уровня ангелов не доживаем (улыбается).
А между тем нам известен пример Человека, Который выше Ангелов, – это честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. В Литургии сказано, что Ангелы Ей удивляются, хотели бы, чтобы Она была у них. Но Богородица дана людям. Как и сыновство, и дружба с Богом. И желающие разделяют, принимают это.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ