Как-то сразу после Литургии известный профессор пошутил:
—А теперь пойдём из храма и снова станем хорошими…
—Но мы и правда хорошие! — воскликнула женщина. — Плохие только на исповеди, там надо каяться. А так мы и добрые, и отзывчивые, и милосердные…
—Прямо так и говорила? — удивился протоиерей Александр ЛАВРИН. — Подобное простодушие не часто встретишь. Но обычно мы так себя и ощущаем. Нам очень трудно принять заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5, 3). Нам кажется, что должно быть наоборот – духовное богатство. Мы же для этого и становимся христианами.
—Так в чём «подвох»?
—Откажись от своего «богатства» — в пользу богатства Божиего. Согласись с тем, что у тебя богатства нет. То, что ты имеешь и на что надеешься — твои доброта, отзывчивость, милосердие, — непостоянны, изменчивы.
Есть точка, в которой можно увидеть, когда кончаются наши любовь и дружба.
—Когда?
—Как только кто-то или что-то встаёт поперёк нашей воли. Здесь иссякает наше ровное восприятие жизни.
—Терпение?
—О нём отдельный разговор! На исповеди часто слышишь: «Сколько раз я терпел, сколько говорил об этом!..» Это «сколько раз» начинается, увы, уже со второго раза. А порой, и с первого, наш предел очень недалёк.
По поводу доброты — опять же одни иллюзии. Обычное расположение…
—Благорасположение?
—Именно! Оно проявляется в том, что мы, например, можем ласково обратиться к человеку: «Хороший мой, ненаглядный…» Или с уменьшительным суффиксом: «Дружочек, голубчик!»
—Иногда «радость моя» — по примеру преподобного Серафима Саровского.
—Особенно к детишкам и внукам. Но на исповеди слышишь от человека, так говорившего: «Я грешу, батюшка, у меня же внуки и дети…» Куда же делась «радость моя»? Вместо неё — сплошная мука.
Дружба, добро у нас зависят от обстоятельств — и не только внешних, но и внутренних.
—Здоровья?
—Да, или настроения. Есть народное присловье: «Не с той ноги встал». Иначе говоря, в плохом настроении. Почему? Неизвестно. Так проявляет себя сердечная нечистота. «Встать не с той ноги» мы можем и утром, и днём, и вечером. Никто нас не обижал, не задевал, но мы вдруг что-то неприятное вспомнили – и сразу настроение портится. Важно это заметить и понять.
—Тогда что?
—Становится ясно: у нас внутри нет такого органичного инструмента, с помощью которого мы сами могли бы простить, быть свободными от печали, обид и подобного. Всё, чем уязвляется душа, копится в ней, никуда не уходит. Только на время может что-то конкретное забыться.
—Всего лишь?
—Просто у нас много забот: дела, планы, воспоминания, мечтания. Эмоциональная острота постепенно ослабевает, переходит на второй, десятый план. Но стоит кому-то напомнить нам о моменте, когда нас по-настоящему задели — хоть в детстве, и сразу всё переживается, словно было только сейчас.
—Значит, не забыто, не прощено?
—В том-то и дело, что саму возможность простить сердцем, не чувствуя обиду как боль, принёс в наш мир только Иисус Христос. Это Он так прощает. Вот и спросим: почему у нас иначе? Ведь нам сказано: «Возлюби!»
Ветхий Завет говорит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Это отчасти понятно. У нас есть богатейший опыт любления себя.
—Хорошее слово: «любление». Передаёт непрерывность процесса.
— Этим опытом мы в принципе можем воспользоваться в отношениях с ближними. Но та же заповедь в Новом Завете уже звучит иначе: «любите врагов ваших» (Мф. 5. 44).
Естественное чувство к врагу — ненависть. Нам же предлагается ещё благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, тепло молиться за обижающих и гонящих нас (см. там же). И как бы человек ни старался, ему неоткуда достать чувства, которые помогли бы любить, благословлять, сердечно молиться о людях, причинивших ему боль, ставших врагами. Подчеркну, речь идёт не о том, что мы можем сделать «устами», а о реальных естественных переживаниях.
—И как исполнить все эти заповеди?
—Евангелие даёт ответ. Но прежде человеку перед лицом Христовой жизни и Его заповедей необходимо совестливо увидеть кардинальную разницу между добром Христовым и своим. Для Спасителя оно естественно, поэтому Он его творит всегда. Зло же – противоестественно, и Спаситель его никогда не творит, вне зависимости от давления обстоятельств.
Христа гонят, отчуждают, клевещут, хитрят, лукавят, предают, истязают… Он же неизменно творит добро. Женщины о Нём плачут, а Он говорит: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23. 28).
Самый напряжённый момент земного служения Христа — Его Крест. А Он молится о Своих распинателях: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23. 34). Его крестные страдания, Его боль были не о Себе, а о распинателях.
—Это о каждом из нас.
—А наша боль — о себе. Поэтому-то и добро непостоянно и изменчиво.
—Но иногда наша боль бывает о других.
—Даже если бывает часто, всё равно мы неизбежно и, можно сказать, трагически возвращаемся к своей персоне. Это естественные наши чувства и иных — нет! Поэтому обратная сторона таких наших переживаний — претензия к тому, о ком болеем.
—Да уж…
—Вот эта как бы полная «разновекторность» между Богом и человеком принципиально не даёт нам исполнить евангельскую жизнь. Для того чтобы человек мог кардинально поменять «вектор», Церковь предлагает ему участие в Таинствах. И прежде всего, в Таинстве крещения.
—Удивительное слово «таинство»!
—Так называется таинственное в Духе Святом и Духом Святым присутствие Божества — встреча с Ним человека.
Таинство Крещения вводит людей в Церковь. А перед Крещением человек исповедует: верую в Тебя, Господи, как Царя и Бога. Другими словами, как бы так: «Отныне да будет во мне Твоя воля! До сих пор я сам для себя был бог и царь, так как моя воля была для меня главной. Но, узнав Твою жизнь, я понял: моя воля – это плод моей душевной нищеты, слепоты, самомнения и самообмана…»
Человек становится подданным Царя, Который отныне может войти в его сердце, по слову Самого Бога: «Сын Мой, отдай сердце твое Мне» (Прит. 23. 26). Или уже в Новом Завете: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр. 3. 20).
Тогда становятся понятны слова Господни: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17. 21). Это невозможно там, где я сам себе царь и моя воля главная.
—Я Бога не впущу?
—Именно! Нам не трудно принять мысль о том, что Бог существует. При этом относиться к Нему можно, например, как Вселенскому Разуму.
—Такое часто встречается.
—Но один холодный Разум человека никогда не поймёт: у Него не может быть ведения человеческой боли, а значит и милосердия. И тем более Жертвы! Апостол Иоанн Богослов сказал: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4. 16). Любовь — Его сущность. Ум Божий неотделим от неё. Поэтому любые человеческие страдания Ему известны. Все они из-за разделённости с Богом. И Он Сам становится Человеком, чтобы преодолеть эту разделённость, вернуть нас к Себе, а значит, к Жизни.
—Вы говорите о Жизни с большой буквы?
—Именно. Не о существовании во времени, а о единении с Богом. Человечество Христа уже неотъемлемо от Него. И Он может сообщить Свое человеческое совершенство любому из нас.
После Его воплощения, смерти и Воскресения услышать Его «стук», «отворить дверь» своего сердца, обрести Его, быть причастным Его жизни призывается каждый.
Спаситель для того и стал Человеком, чтобы мы посмотрели на Его жизнь среди нас — и удивились, умилились… Потому что, оказывается, Он нас принял тогда, когда мы жили без Него. Об этом прямо говорит апостол Павел: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5. 8).
—И не хотели знать о Нём?
—А Его жизнь и Жертва как раз есть тот самый «стук в дверь», открывающий людей Богу.
—Но, глядя на Его жизнь, мы ужасаемся своей.
—Наверное, такое восприятие возможно. Но, думаю, важнее честно увидеть и совестливо вздохнуть: «Господи, у меня совсем не так!»
Совесть нас обличила — и возникает естественное желание исправиться, измениться. Мы начинаем читать духовные книги, где много внимания уделяется исправлению. И это, как ни парадоксально, оказывается камнем преткновения на пути к Богу.
—Почему?
—Внешне кажется, что тут верный путь: я же понял, где неправ. Остаётся сформулировать мою неправоту, прийти на исповедь и отдать грехи Богу. Это самое главное, что у нас есть: отдать Ему всё, в чём обличила совесть, и воспользоваться тем, что имеет Он.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
(Продолжение в следующем номере)