ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы переходим сегодня к следующей заповеди Христа, как всегда, очень богатой: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5. 17-20).


Обычно Христос говорит о заповедях, которые предлагает людям. А тут неожиданно рассказывает о Себе: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон…» Можно подумать, что  Его заповеди отменяют прежние — ветхозаветные. Во всяком слове Христа есть и такой узкий исторический смысл. Но есть и надмирный, охватывающий всех и вся.

Может ли быть узким то, что говорит Спаситель? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Бессильный не способен быть нежным. А Всесильный — способен, когда из Своего Всесилия предлагает человеку всего лишь каплю, но такую, которую тот сумеет понести — по силам разума, души. И тот, кто хоть узко осознал Его слова, Его просьбы, не потеряет награды своей (Мф. 10. 42).

Об этом здесь и говорится. Великое слово Христа может стать удобным для человека — как предложение исполнить самое малое, ничтожное, как две лепты бессильного. Всем людям Господь Своим сошествием, снисхождением к нам приносит возможность жить.

Правда, наши силы мы понимаем довольно примитивно, например, как силу воли или мысли, чувств. А здесь — сила веры, приверженность другому, решимость единства с ним вопреки всем обстоятельствам. Мы всё время чего-то требуем, ждём от людей, а их совесть может быть бессильной, слепой неспособной на взаимность. И что им делать? При такой требовательности все недовольны: властями, детьми, соседями. «Умирают», жить не могут! Это — правда про нас.

И Христос приходит делиться, раздавать, приносит жизнь тем, кто жить не может, а не для того, чтобы требовать от нас жизни или отчёта о делах. Он возрождает преданное, ушедшее и подаёт новое. Об этом свидетельствуют Его слова: «Я пришёл не нарушить закон, но исполнить». Спаситель приносит и дарит куда больше, чем люди могут представить.

Он ничего не требует — и при этом Его ожидания, надежды на человека намного выше, чем у ветхого закона, который предлагает: выполни — и получишь. А Христос повторяет (и в этой заповеди тоже): если ты малейшее нарушишь, то уже никуда не годен. Дружба разрушается самым мелким предательством, ведь если ты способен продать ближнего за мелочь (свой покой, временную выгоду), то дружба была мелкой. И до великой измены не могло дойти. Это единство противоположностей во Христе, Его законе бытия хранится и исполняется всегда.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий