ЦЕНОЙ ВСЕЙ ЖИЗНИ…

—Мы должны научиться принимать всю нашу жизнь: все обстоятельства, всех людей, которые в неё вошли, — говорил митрополит Антоний Сурожский. — Иногда это так мучительно — не отвергнуть их. Но пока не примем всю нашу жизнь без исключений — как из руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги и протеста.

Его жизнь определила встреча с Христом — и он рассказывал об этой встрече как о чуде и радости. Чудо и радость оставил нам на земле.


ТАИНСТВЕННЫЙ ЗАПАХ ЛАДАНА

Андрей Блум родился сто лет назад. Отец его служил консулом в Персии. По вечерам малыш молился с бабушкой:

—Спаси, Господи, папу, маму…

Ему было шесть лет, когда они уехали из Персии — после революции 1917 года. Три года семья блуждала по Европе. Наконец Блумы остановились в Париже. Отец поселился отдельно. Андрей жил в школе-интернате. Мама с бабушкой снимали квартиру, куда мальчика забирали на выходные.

Один раз в год, в Великую Пятницу, Андрея возили в церковь. Взрослые надеялись: он там что-то почувствует. Но мальчик быстро обнаружил у себя одну особенность: стоило ему поглубже вдохнуть запах ладана — и он терял сознание. Андрей глубоко вздыхал — и его увозили домой.

СВЯЩЕННИК С ГРОМКИМ ГОЛОСОМ

В четырнадцать лет Андрей был членом молодёжной организации, где ребят готовили к возвращению на Родину — в Россию. Однажды к подростку подошёл руководитель и сказал:

—К нам приехал священник, он сейчас будет беседовать с вами.

Была прекрасная погода. Андрей любил волейбол и хотел играть. Он отказался идти на беседу:

—Я в Бога не верю, слушать о Нём не хочу.

Руководитель попросил его:

—Ты просто посиди там, иначе всему Парижу станет известно, что на беседу никто не пришёл. Что о нас скажут?

Андрей уселся в угол дивана. Голос у протоиерея Сергия Булгакова оказался громким — и всё время врывался в мысли юноши. Тот невольно узнал о том, что Христос — смиренный, кроткий, любящий, добрый… Андрея это возмутило: может ли такое быть? В принципе?

Он сразу поехал домой, попросил у мамы Евангелие. Из четырёх Евангелий выбрал самое короткое — от Марка.

—И встретился с тем, что в шутку можно было бы назвать Божией хитростью, Божией находчивостью, — с улыбкой вспоминал потом владыка. — Потому что это Евангелие написано Апостолом в первом веке именно для таких маленьких дикарей, как я, в сущности, для римских хулиганов, юношей-язычников. Написано ярко, сжато, интересно.

ВСТРЕЧА

Андрей сидел, читал. И вдруг почувствовал: по ту сторону стола Кто-то стоит. Поднял глаза — и никого не увидел. Но юноша был уверен: это Христос. Воскресший, живой.

Потом Андрей нашёл в Евангелии ещё три вещи, которые переменили его отношение к людям. Он считал других потенциальными врагами, а тут понял: Господь сотворил нас по любви — и ждёт, что мы разделим с Ним Его жизнь, станем Его детьми.

Позже Андрей прочитал притчу о блудном сыне (Лк. 15. 11-32). И был поражён, как серьёзно относится Бог к каждому из нас:

—Человек для Него не раб, не слуга, а свой, родной, и Бог согласен только на отношения равенства с нами, насколько это возможно между Творцом и творением; Он призывает нас быть Его сыновьями, дочерьми…

И третье. Мы не можем возвыситься до Бога — и Он снисходит к нам, становится Человеком:

—Разделяет нашу судьбу — вплоть до богооставленности, умирает от этого, только бы не разлучиться с нами.

И воскресает — воскрешая с Собой нас.

ВЫБОР

Андрей стал присматриваться к христианским общинам. Конечно, как человек русский он ощущал свою причастность к «русскому Православию».

—Тональность нашей Церкви — евангельская, — говорил владыка, используя музыкальное сравнение. — В храме я почувствовал ту атмосферу, которую пережил в Евангелии.

В семнадцать лет он уже думал стать монахом, уйти в пустыню — и там стяжать святость:

—Но, оказалось, все пустыни далеко, а у меня нет денег, чтобы выехать из Парижа.

Андрей посоветовался с родителями, и они приняли решение: он станет врачом. Юноша поступил в Сорбонну. На занятия ходил пешком, тратил два часа. После занятий четыре часа работал, чтобы прокормиться. Ел один раз в день. Если покупал книжку, один раз в три дня. Занимался увлечённо:

—Мир стал раскрываться мне как часть богословия. Физика, химия, биология вводили в глубины Божиего творения.

Планы Андрея Борисовича были определены:

—Думал уехать в какую-нибудь отдалённую провинцию Франции, где много русских, где нет церкви, потому что люди там бедны. И я мог бы стать священником и врачом. Но это не осуществилось, как все гениальные мысли.

ВОЙНА

Андрей Борисович Блум окончил университет — и скоро фашистская Германия напала на Францию. Перед отправкой на фронт будущий митрополит тайно принял монашеские обеты.

С передовой в госпиталь привезли раненых. Андрей Борисович старался быстро оказать им врачебную помощь. Утром он не помнил ни одного из этих солдат. Помнил только их раны. А в глазах людей читался ужас, так и не пережитый после боя.

Привезли вторую партию раненых. Врач быстро перевязывал раны — и поглядывал на лица солдат, задавал простые вопросы:

—Где шёл бой? Тебе было страшно?

Солдаты отвечали — и постепенно выговаривались, напряжение снималось. По ночам Андрей Борисович оставался с умирающими — и они были благодарны ему за неодиночество.

В госпиталь приходил католический пастор и категорически говорил солдатам:

—Вы можете сегодня умереть! Вам надо приготовиться к этому.

И они, в основном молодые люди, пугались. Будущий владыка сделал вывод: в любой ситуации человека надо успокоить. И учился этому.

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ЕПАРХИЯ

В оккупированной Франции он продолжил врачебную практику. Участвовал в Сопротивлении — в основном, как врач. В 1943 году принял монашество с именем Антоний — в честь преподобного Антония Киево-Печерского.

После войны иеромонах Антоний приехал служить в Англию. Когда впервые оказался в Лондонском соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых, пришёл в ужас от размеров храма:

—Даже взмолился: «Господи, сделай так, чтобы я никогда не служил в таком соборе!» И через год уже был там священником…

В конце 50-х годов он стал епископом, в середине 60-х — митрополитом. Внутренне рос, менялся сам — менялась и его епархия. Она стала многонациональной. Владыка строил её на христианских принципах свободы, доверия друг другу.

Все годы митрополит Антоний проповедовал. Прежде всего — во время Богослужений. Проводил в храме беседы о Евангелии, выступал по радио. Был уверен:

—Моё дело — проповедовать Христа, Евангелие, всё то, что считаю истиной, что даёт жизнь мне и ещё кому-то.

ВЕСТНИК

Когда в России стали открываться храмы, проповеди владыки пришли к нам. Он умел общаться с дикарями, ничего не знающими о вере. И это одна из причин, почему мы легко принимали и усваивали его слова, опыт. Но была в нём ещё поразительная красота. А её так мало в нашей жизни — и мы тянемся к ней.

В январе 2003 года владыке сделали операцию, и он решил уйти на покой. В епархии начались раздоры. Казалось, рушилось то, что он так старательно собирал и строил всю жизнь. Но то, что мы строим на земле, всегда испытывается. Семена, которые посеял митрополит Антоний, всё равно прорастают и будут прорастать в наших душах, приносить плоды.

Владыка был строг к себе  и снисходителен к другим. Он верил в человека, говорил:

—В вечер Своего воскресения Христос призвал нас идти в мир вестниками любви, как в мир пришёл Он, и исполнить эту миссию — как исполнил Он: ценой всей жизни. Чтобы другие могли ожить.

Владыка эту миссию выполнил. Мы благодарны Богу за то, что Он послал нам такого вестника.

4 августа – 11 лет назад преставился к Богу митрополит Сурожский Антоний (Блум).

Добавить комментарий