Жить ради других на земле мог только Христос. А у нашей души есть навыки брать и возвышаться над другими – с жадностью эгоизма. Попробуйте честно увидеть это в себе и поймете: путь человека к единству с Богом и людьми – в преодолении, вернее, в отказе от этих навыков и в принятии противоположного, того, что есть только у Христа.
(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Когда мы решаем преодолеть разделение с другими, то по привычке оказываемся в одиночестве. А надо все делать перед очами Спасителя, всегда приводить себя к Нему. Тут наука не одного дня и года: постоянно помнить о Нем, о том, что Он находится рядом, носить Его в сердце. Это кажется невозможным, но абсолютно необходимо. И может дароваться нам Господом, когда мы научимся ценить дары. Пусть даже самые маленькие (кто в малом верен, тот верен и в большом!). Ибо всякий подлинный дар – свыше.
Здесь существует одна тонкость. Бог дает людям от рождения некие способности – таланты. Потом они тоже могут приходить к нам. И мы словно заново рождаемся, сталкиваясь с тем, чего у нас раньше не было. Становимся другими с этими дарами.
Существует два способа жизни на земле: расточения – и умножения, собирания, когда трудимся на Божием пути. Созидая себя, мы созидаем и жизнь вокруг.
Остатки Божественных талантов в нас сохраняются, несмотря ни на какие траты. Нам хочется своими силами, опираясь на эти способности, научиться жить правильно. Но человек не является источником света. Жизнь нам вручается. Остатки Божественных талантов не действуют сами по себе. Без благословения, вдохновения свыше мы не можем в них пребывать. Такое пребывание – тоже Божий дар (о нем можно просить). Оно осуществляется только в труде, умножающем таланты.
Путь преодоления нашего разделения с другими легко проследить дальше. Как удерживается дар? Не волевым усердием или старанием, а благодарением. Православие – это правильное благодарение. И об этом великом делании мы подробно поговорим позже.
А пока вернемся к Евангельскому повествованию, посмотрим, в какой последовательности происходили там события. Вы помните, Христос призывал учеников (и нас тоже) по имени и говорил каждому: «Следуй за Мной!». После этого Он многих исцелил.
Мы знаем, что тело подчиняется болезни, душа – греху. А исцеление – прежде всего освобождение человека от такой подчиненности, от зла. В этом и состоит наше здоровье.
Христос освобождает нас – и после этого мы способны внимать хорошему. Но добро – еще не приняли, а только знакомимся с ним. Нам предстоит сердцем выбрать его. Можно выбирать и умом, но это будет полувыбором, полуправдой, а значит – обманом, лицемерием.
Дальше открываются заповеди блаженства (мы уже говорили о них). Это вовсе не условие нашего спасения, вхождения в Царство Небесное, а совсем другая жизнь. И она уже здесь, на земле, способна сделать человека счастливым.
Но если честно посмотреть на заповеди блаженства, они покажутся нам невозможными. Как это – блаженны кроткие? Мы же видим иное: блаженны сильные, богатые, властные.
И нам потребуется испытать свое сердце, честно признать: «Нет, эти блаженства – пока не для меня!» Спросить: «Господи, а как же мне быть?» И постепенно каждому откроется: сердце мое мертво, я не чувствую, не признаю это жизнью. Наоборот, воспринимаю как дополнительную нагрузку, которая лишает меня последних сил.
И вот тут человек понимает, как ему нужно воскресение. Начинает просить: «Господи, дай мне принять Твою жизнь и сохранить её в себе! Создай во мне новое сердце!» И, если нам удастся вкусить этого блаженства, мы не будем сетовать на судьбу, на трудные условия. Просто скажем: «Господи, благодарю Тебя! Ты даешь мне трудиться рядом с Тобой».
Мы ведь жалуемся только потому, что Божие не является для нас богатством, сокровищем. Но это преодолимо. Будем покаянно просить: «Прости! Опять вернулся к старому!» А это уже умный путь человека, школа, в которой нет ни классов, ни курсов, ни отметок. А есть взаимная жизнь, которая то прорастает и даже начинает цвести, то снова чахнет. Иногда дает какие-то плоды – и опять уходит.
Человек, который следит за тем, что сейчас происходит с ним, научается быть трезвым, памятливым ко всему. Так происходит суд над нашей жизнью, возникает предстояние перед Богом. Растет взаимность, которую с Неба хочет принести нам Христос.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)