ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5. 17-20). Об этой заповеди мы продолжаем говорить.

Нужна ли людям праведность книжников и фарисеев? Да, она необходима человеку, привыкшему жить в беззаконии: грабить, убивать, лгать. Чтобы не добить других, ему требуется закон, который останавливает его во зле. Более того, праведность фарисеев и книжников велика: на земле она сохраняет жизнь — и возможность ожить, воскреснуть. Когда-нибудь.

Но не нужно путать это с заслугой и наградой. Опять-таки повторим, что жизнь — не выполнение каких-то правил и условий, а знание другого, откровение себя и взаимность в этом знании, доверие, совместность.

Все наши молитвы содержат имена тех, к кому мы обращаемся. Мы называем эти молитвы правилом — утренним, вечерним. Эти правила потом вместе с пробуждением души перестанут быть для нас буквой, параграфом, а станут живыми. Люди, которые встречали Царство Небесное, говорили: верим не потому, что ты (Самарянка) об этом сказала, а сами знаем (см. Ин. 4. 39). Это очень важно. Читал, выучил — означает: ещё не знаю. Человек ищет Бога — и хочет сам Его услышать. К тому, кто не услышал сам, обращены слова Христа: «Я никогда не знал вас!» (Мф. 7.23). Значит, не было у людей ни желания взаимности, ни сокрушённого признания своего эгоизма.

Покаяние встаёт над немощью человека. Тот, кто признал, что не было взаимности, — в этот момент получает её. И становится милостив к миллионам таких же покойников, как сам, способен помочь им.

Праведность труженика требует уважения. Может ли она привести человека в Царство Небесное? Может, если он признаёт: «Господи, этого недостаточно! Но я могу молиться только устами — прими эту молитву. Могу кланяться только спиной, моё сердце не склоняется перед Тобой. Прости, Господи!»

Это ведение делает человека иным — не книжником и фарисеем, а живым, потому что он просит прощения, не останавливаясь в рамках несовершенного добра человеческих возможностей. И его прощают, восполняют немощи.

К сожалению, людям невыносимо трудно признать: даже у терпеливого труженика добро — несовершенно. Человек привык утверждать себя своим добром, своей праведностью. Это величайший соблазн для людей — думать, что богаты верой, честностью, сокрушением и так далее. Они могут выполнять положенное, исцелять, творить чудеса — и при этом услышать: «Я никогда не знал вас!»

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий