У святителя Феофана Затворника была духовная дочь — и однажды она пожаловалась владыке, что ей скучно, грустно, на душе тоска. В ответ святитель воскликнул:
—С нами сила крестная!
—Расскажите об этой силе, пожалуйста! — прошу протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
—С нами Сам Господь, — объясняет батюшка. — Это Его сила. Отделить её от Спасителя невозможно.
Святитель Иоанн Златоуст тоже восклицал: «О, великая сила Креста! Какие перемены произвела она в роде человеческом!»
—Какие перемены?
—Христос заранее говорил ученикам о Своём крестном страдании, предупреждал их: после того, как Он принесёт искупительную Божественную жертву, человечество будет оправдано и освящено ею. Тогда оно станет способно принять силу Божию, постоянно помогающую верующим в Него.
—Только после Креста?
—Да, и каждый христианин, имеющий осознанную веру, опытом приходит к тому, что через Крест Господь даёт человеку Свои великие блага.
Конечно, святитель Феофан как монах, священнослужитель, епископ по себе знал: сила Божия проявляет себя всегда, во всех случаях, прежде всего — в молитвенном обращении к Господу. А подтверждение этому мы находим в Евангелии.
—Какое именно?
—Вот Христос идёт на жертву — и ученики в печали. Они рассеялись, как овцы, не имеющие пастыря (см. Мф. 26. 31).
Торжествовало человеческое безумие, вожди израильские рассуждали так: Иисус Назорей — возмутитель народа, значит, придут римляне и завоюют Палестину (см. Ин. 11. 48).
—Хотя римляне там уже присутствовали.
—И чем больше последователей было у Христа, тем, казалось вождям, Он больше сеет возмущения.
В Гефсиманском саду Господь молился — и сокровенно, в Божественной глубине принял чашу страданий (см. Мф. 26. 42). Всякому событию предшествует то, что определяет его из духовного мира. Так было и с Ним. И дальше Он шёл на Крест уже как Победитель.
—Люди невольно подтверждали это…
—Верно. Не случайно на распятиях, на просфорах, на Агнце, который изображает Христа-Спасителя на Литургии, сокращённо написано: ИХ НК — Иисус Христос Ника (Победитель).
Господь Своей жертвой, полной отдачей Себя воле Отца Небесного («не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 42), победил то, обо что споткнулась тварь. Чем Господь возвеличил Своё любимое творение?
—Свободой?
—Абсолютной свободой. А творение, начиная с отпавших ангелов, посчитало, что удивительная природа, которую оно получило от Бога, дает ему право выбирать свободу иную: как хочу, так и буду идти.
Сын Божий в свободе избирает полное послушание Небесному Отцу – вот в чём сила Креста. В победе крестной — одна только глубина Божия, одна подлинная Божественная воля, которой последовал Христос. Он открыл, явил людям Бога и то, как безмерно Бог любит мир, — так, что Сына Своего ради нашего спасения отдал в жертву (см. Ин. 3. 16).
На эту любовь Отца Сын ответил такой же любовью — полным послушанием Отцу Небесному, отвержением Себя, Своей Богочеловеческой природы.
—И Божией, и человеческой — вместе.
—Эта победа Христа проявилась в Спасителе даже внешне. Вот Он идёт на страдание. Пётр поднимает меч, чтобы защитить Его от вооружённых людей, — а Господь ему: оставь! «…думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (см. Мф. 26. 53). Сын исполняет волю Отца.
Иуда приводит воинов. Христос спрашивает: «Кого вы ищете?» Они отвечают: «Иисуса Назорея». Господь произносит: «Это Я!» И люди от страха падают к Его ногам. Зачем же они пришли? Кого ищут? Вставайте! «Это Я!» (см. Ин. 18. 6).
Божественная сила идёт от Страдальца, Который добровольно отдаёт Себя в жертву. Это поражало людей: в Нём нет паники, боязни смерти.
—Он не убегает, не прячется.
—Открыто встаёт перед судом Синедриона, перед Пилатом. Его спрашивают: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечает: «Ты говоришь» (см. Мф. 26. 63-64).
—Непривычная форма ответа, правда же?
—Это значит: ты сам называешь вещи своими именами. И распятие на Кресте Он принимает с поистине Царским достоинством.
Люди потом прозрели, начиная с воиноначальников. Они увидели: так никто никогда не умирал, тут явно невинно страдает на Кресте Сам Бог, отдавая жизнь за оправдание человека. Поэтому сотник воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий!» (Мф. 27. 54).
—А ведь это римский воин!
—И те, кто пришёл поглазеть на очередное зрелище, привычное для языческого мира, увидели: тут всё иное. Они уходили с Голгофы и били себя в грудь, понимая, что совершилась какая-то недоступная им тайна, ощущая свою виновность, греховность. Шли увидеть одно — и поражены были совсем другим: Божественной красотой подвига Спасителя, глубочайшей любовью, доходящей до презрения Себя и Своей Божественной природы.
—Тогда среди дня наступила тьма.
—Произошло землетрясение, отверзлись гробы, воскресли святые и вошли в Иерусалим. Церковная завеса разорвалась сверху донизу (см. Мф. 27. 51-53). Так начала являть себя людям сила Божественного оправдания.
—Она говорила особенным языком…
—Крест, прежде всего, поражает именно Божественностью. Его нельзя придумать, как бы люди того ни хотели. Своё страдание и Своё воскресение Христос объединил — это единое целое. И заранее определил сроки: «как Иона был три дня во чреве кита, так же и Сын человеческий будет в недрах земли» (см. Мф. 12. 40). Сокрушит глубины ада и явится Победителем над смертью и сутью зла, которое было сконцентрировано в аду.
Когда нам бывает трудно, приходят испытания, мы смотрим на подвиг святых, духовных людей, на жизнь исповедников, новомучеников и говорим: «Боже мой, как могли они это перенести?»
—Не испугаться!
—И нам является пример победы: в их подвиге Бог изобильно являет Свою силу. Память любого святого сопровождается большими знамениями благодати Божией. Этот человек в своей немощи и ограниченной природе только принимал решение идти за Господом, не отречься от Него, а Бог украшал его Своей Божественной силой.
—Силой крестной?
—И самое основное, что открывает Крест: он всегда несёт нам утешение. Ещё пророк Исаия за семьсот лет до прихода Спасителя сказал, что Господь исцелил нас Своею Честною Кровью, пролив её, пригвоздившись к Кресту, и наказание мира нашего — на Нём, и язвами Его мы исцелились (см. Ис. 53. 4-5).
—Какое наказание?
—То, которое должен был понести каждый из нас, так как по природе мы принадлежим к падшему Адаму. Но эта повинность, вся немощь человеческая снимается силой Креста. Надо только в скорби припадать к изображению Креста Господня, читать молитвы, мысленно углубляться в страдания Спасителя.
Наш ум склонен к скептицизму, недоверчивости — чисто человеческие свойства. Всё нам надо руками пощупать.
—Как есть…
—В наше время Туринская плащаница приближает к людям реальность Креста. Это же нерукотворный образ умершего Спасителя, который начертан энергией воскресения.
В моменты внутреннего колебания или искушений в отношении истины, веры, хорошо бы иметь рядом этот образ.
—Почему?
—Даже рациональный человек, если задумается, обязательно скажет: «А ведь это Ты, Господи, начертал Свой лик, воскресая! Это же подлинное чудо!»
Феофан Вышенский сумел утешить духовную дочь. А нам разве можно унывать, имея возможность вновь и вновь глубоко переживать страдания Господа, Который ради меня, немощного, грешного, принял их и воскресением явил Божественную победу?
Молясь, мысленно приближаясь к святому образу Божественной плащаницы, мы всегда получим поддержку. Печаль, уныние отойдут, если начнём рассуждать о страдании Христа, о смысле Его страдания. О том, что в плащанице Он показал нам смерть и её преодоление.
—С нами сила крестная?
—И будем помнить: Крест — это Сама распятая Любовь. А любовь — действует в мире. Нет ничего могущественнее неё. В «Песне песней» Соломона сказано: «крепка, как смерть, любовь». Нет, любовь крепче — и побеждает смерть.
Господь благоволил дать нам Божественные средства, к которым мы можем прибегнуть в любой момент жизни и укрепиться, преодолеть трудные состояния. Порой в один момент душа бывает чем-то захвачена. Полчаса назад человек испытывал благодушие, радость, а тут его словно что-то сковало, скрутило. Это тьма обуяла. А тьма прогоняется светом — светом жизни, победы, воскресения, Креста.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня