ПСАЛМЫ

Сегодня мы открываем новую рубрику: «Читаем вместе. Псалмы». В ней протоиерей Георгий БРЕЕВ поделится с нами своим духовным опытом и, будем надеяться, научит нас любить псалмы, как любит их он сам.

Накануне крестных страданий Господь и Спаситель наш Иисус Христос торжественно входит в Иерусалим. «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их, — пишет апостол и евангелист Матфей. — Видев же первосвященники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (21. 14 —16).

Господь ссылается тут на псалом пророка и царя Давида (8. 3). И евангелист доносит это до нас.

А вспомните момент, когда после Тайной вечери ученики шли с Господом в Гефсиманский сад. Они тогда пели псалмы.

Ещё один эпизод. Воскресший Спаситель явился апостолам Луке и Клеопе, на дороге в Еммаус. Христос упрекал их, ведь они сомневались в Его воскресении: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказано пророками» (Лк. 24. 25). Тут Он имел в виду и псалмы.

Псалтирь удивительно соединяет Ветхий и Новый Завет. В ней раскрывается высокий смысл поиска Бога и служения Ему. Апостолы, воспитанные в ветхозаветной церкви, употребляли псалмы в Богослужении, — и эта традиция продолжается теперь. Даже Таинства начинаются псалмами.

С глубокой древности святые отцы единодушно относились к псалмам как к духоносному источнику. И почитали их выше и важнее, чем иные богословские трактаты. Почему? Да потому, что псалмы — это Боговдохновенные гимны, живые слова, приносимые Творцу. Их могли составить только носители Божественной благодати, находившиеся в состоянии обращённости к Создателю.

И для нас Псалтирь является высшей школой духовного просвещения. Прежде всего молитвенной. Псалмы дают нам то, что не сможет дать самое высокое чисто человеческое вдохновение. В  болезни, скорби, грехе, унынии, даже отчаянии мы обращаемся к ним. Таково свойство псалмов: в них заключено знание глубин страждущего человеческого духа.

Так давайте же поговорим о псалмах, чтобы понять их мудрость, почувствовать красоту и незаменимость для нас.

ПЕРВЫЙ ПСАЛОМ. ДВА ПУТИ ДУШИ

Первый псалом — как ключ, открывающий вход в Святилище, где идёт постоянное служение Богу. Он поётся за всенощным бдением: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (1-2).

Псалом называется предначинательным. Что это значит? Вначале серьёзных книг обычно бывает предисловие, объясняющее, о чём здесь пойдёт речь. Первый псалом  подобен такому предисловию: он говорит о двух путях жизни, которые выбирают люди — праведном и нечестивом. И о том, как совмещаются оба пути: человек может изменить праведности и предпочесть грех, а может отказаться от нечестия и стать на путь оправдания. Вся Псалтирь говорит об этом.

В начальных стихах первого псалма сразу раскрывается внутреннее состояние человека. Оно двойственное: мы имеем в себе бессмертную душу, дыхание Духа Божия — и в тоже время поражены грехом.

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Блаженство — то же счастье, его ищут все люди. Но счастье не преходящее, переменчивое, а постоянное, неизменяемое. Блажен тот, кто понял: жизнь — это благо, дар Божий. У блаженного человека чистая совесть, он усвоил разумом и сердцем истины, открывающие радость бытия, его смысл.

«Совет нечестивых» — это собрание людей, утвердившихся в дурных наклонностях. Их замыслы идут вразрез с законом Господним. Человек, уклонившийся от общения с такими людьми, избежит внутреннего разрушения. Дальше в псалмах это тоже определено: «С преподобным преподобен будеши,.. и со строптивым развратишися» (17. 26, 27).

Блажен тот, кто «на пути грешных не ста». Обратите внимание на само слово «путь». Что свойственно пути? Во-первых, движение, отсутствие статичности. Пророческий дух видит: жизнь человека есть некое движение — дорога к вечности. Не случайно в псалмах часто повторяется глагол «идти». Очень важно, как человек пройдёт свою жизнь на земле: правым или левым путём? Не заблудится ли?

Пути грешников всегда отличаются крайними заблуждениями. Человеку, попавшему на них, бывает тяжело выбраться на верную дорогу. Учтите: псалмы говорят не о внешних ориентирах, а о внутренних, духовных. Эти ориентиры с древних времён были закреплены в десяти заповедях Божиих — постоянном, неизменном законе, который составлял сердцевину, остов жизни людей.

«И на седалище губителей не седе». Седалище — это трон, кресло, возвышенное место для сиденья. Его занимают те, кто обладает властью: цари, военачальники, судьи. У них особое положение в обществе, они определяют судьбы людей.

Одно жестокое, несправедливое слово может погубить многих. Пророк и царь Давид называет губителями начальников, злоупотребляющих властью, не имеющих ответственности, не понимающих, что власть дана им от Бога — и надо сделать её инструментом справедливости.

«Но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь».

Счастлив знающий закон Божий и утвердившийся в нём. Закон стал руководить всей его жизнью — и воля, как печать, окончательно закрепляет твёрдое, неизменное решение человека следовать этим путём. Такой человек чувствует потребность поучаться в законе день и ночь.

«И буде яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (3).

Дерево — это мистический образ праведника, способного устоять во время разбушевавшейся стихии, не погибнуть в засуху. Сравнение с деревом подчёркивает величие того, кто укрепился волей в законе и поучается ему. Мощное дерево, растущее у источника, где изобилие воды, поражает всех красотой, свежестью, мощностью кроны, богатыми плодами, густой тенью в жару.

«Исходище вод» не может не напоить. И слово Божие не может измениться. Об этом говорит Христос: «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5. 18).

В Священном Писании благодать Божия часто именуется живой водой (см. Ин. 4. 10), которая очищает, освящает человека. И он приносит плод, как дерево, насаждённое у источника вод. Праведник никогда не остаётся духовно бесплодным. Его жизнь, поступки воздействуют на окружающих. А если Бог дал ему дар слова — пророческий, проповеднический или просто способность излагать это, — человек принесёт огромные плоды, которыми потом будут жить поколения людей. Священное Писание передавали пророки — и слова их остались на века.

«И лист его не отпадет». Листья украшают дерево, придают ему благообразие. Это символ внешних дел человека, хранящего закон: они тоже непреходящи, как и духовная жизнь.

«И вся, елика аще творит, успеет». Время будет благоприятствовать тому, чтобы раскрылась вся полнота возможностей блаженного мужа, его действий, спасительных для людей.

Читаем псалом дальше: «Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, его же возметает ветр от лица земли» (4). У людей, не стяжавших слово правды, жизнь совершается нечестиво. И они сравниваются с прахом — продуктом распада, шелухой. Налетит ветер — и всё унесёт, ничего не оставит. Движение воздуха освежит, обновит землю.

Грандиозные замыслы нечестивых всегда оказываются пустыми, хотя это не сразу видно. То, что не соединено с Богом и Творцом, обязательно исчезает. Это прекрасно понимали праведники: в видимом мире всё разрушается — даже горы.

«Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» (5). Эта строчка смутила меня и моих товарищей, когда мы учились в Духовной Академии. У нас был хороший преподаватель древнееврейского языка, и мы как-то задали ему вопрос:

—Как же так: «не воскреснут нечестивии на суд»? Церковь говорит о всеобщем воскресении, а они что же — не воскреснут и не будут судимы? Но в евангельской притче о Страшном Суде сказано: все станут перед лицом Господа — и грешники, и праведники (см. Мф. 25. 31—46).

Преподаватель объяснил нам, что славянский перевод псалма здесь не точен. Оказывается, грешники не приобщатся свету Воскресения, который определит и усугубит их участь.

И последний стих: «Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (6). Бог знает праведника и Сам его ведёт. А путь нечестивых — это отход от воли Божией, Его покровительства и водительства.

Такую глубину открывает нам первый псалом.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ

5 апреля — Вход Господень в Иерусалим

Добавить комментарий