ПСАЛОМ ВТОРОЙ

У каждого псалма есть основная мысль. Второй псалом Давида царя считается мессианским, потому что в нём присутствует прямое указание на Мессию — Христа, Помазанника Божия, пришествия Которого ожидал богоизбранный народ Израиля. Спаситель должен был открыть новый путь народам, просветить язычников.

Пророк и царь Давид тоже был Помазанником Божиим и даже прообразом Христа. Ему было обетовано: Спаситель родится на земле от его потомков. Господь возлюбил Давида за кротость, чистосердечие, мужество и дал ему высочайшее ведение духовного мира, непоколебимую веру, талант полководца и строителя царства Израилева. А ещё — самый высокий дар слова, исполненного пророческой силы и божественной поэзии, способность выражать поэзию в музыке. И всё это богатство дарований имело единую цель — славить имя Господне денно и нощно вместе с Ангелами, людьми и всем тварным миром.

Мы знаем, какие свирепые бури претерпел Давид в течение жизни. Он прозревал умными очами: всё это происходит именно из-за тех великих даров благодати, которые излил на него Господь. И ему нетрудно было постичь в пророческом откровении, что подобное, но только в большей степени, будет происходить на земле и с Мессией.

Итак, начало второго псалма такое: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?» (1) Пророк задаёт вопрос: вскую — для чего блуждают народы, не имеющие спасительной веры в Творца неба и земли, не обращающиеся к Нему сердцем и умом? Их жизнь поэтому — хождение в лабиринтах заблуждений. Такой путь всегда бессодержателен, на нём человек учится тщетному — пустому. Об этом предупреждал апостол Павел: наступят времена, когда люди будут очень много учиться, но не научатся истине (см. 2 Тим. 3. 7).

Апостол прекрасно передал дух праздности, господствовавший в греческом городе Афины. Представители знати, люди избранные готовы были постоянно поучаться тщетному: всё время проводили в спорах, диспутах, обсуждая мифологию, астрологию, многообразные религиозные традиции. Для этого в ареопаг приглашали представителей иных народов, чтобы они рассказывали о своих верованиях, философских взглядах (см. Деян. 17. 18-21). А простой народ в Афинах интересовался магией, разного рода суевериями. Вот одна из причин брожения умов, вызывавшего возмущение в целых странах.

Когда Апостолы стали проповедовать Христа со властью, совершая множество чудес, разве могло общество, закоренелое в языческих представлениях, не прийти в смущение, зависть и негодование?

«Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (2). Из Священной истории известно о многократных попытках языческих царей объединиться и низложить Израильское царство, разорить святыни народа. Нечто похожее происходило и после Воскресения Христа, когда Апостолы получили власть благовествовать среди язычников. Правители многих стран, как отмечено в «Книге деяний», строго запрещали проповедь Спасителя или просто изгоняли Апостолов. И Пётр словами второго псалма объяснил пророчество царя Давида: «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе» (см. Деян. 4. 24-29). Здесь слово «предсташа» выражает мысль не о военных действиях, а, скорее, о единодушии правителей в неприятии благовестия о Христе. Цари и князи, столкнувшись с тем, что непонятно и соблазнительно для них, тоже стали объединяться и противостоять апостольской проповеди.

Противление слову Божию всегда было и будет. Суть мирской жизни — в скрытой вражде против Бога, поэтому на земле всегда бушуют войны. И злые духи признавались в этом Христу через гедаринского бесноватого: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8. 29).

Верующим людям, тем, кого Господь избрал на служение Себе, важно сохранить верность Его воле. Иначе человек начинает внутренне склоняться не к духовному, а к телесному — и сразу жизнь его становится натуральной, приземлённой. Он теряет укреплённость в Боге, благодатность.

«Расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их» (3). Эти слова часто приписывают народам, которые не хотят выполнять волю Творца: «Зачем нам такие узы?» Но, мне кажется, тут пророк обращается к людям, любящим Бога. «Цари земстии» через свои решения, законы часто создают для них «узы» — трудные условия существования. Не всегда связывают физически, но стараются повлиять на духовную жизнь, склонить к неверию.

Расторгнуть эти узы — не значит поднять мечи и начать войну с власть имущими, которые борются с Господом и Его Помазанником Христом. «Наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных», — учит апостол Павел (Еф. 6. 12).

«Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им» (4). Бог не враждует с человеком, не смеётся над ним. Но Он меняет жизненную ситуацию вокруг людей и народов. Ничто не вечно. И часто оказывается: нужно было не бороться, а терпеть и молиться, чтобы дух противления Богу исчез.

Но почему псалмопевец говорит, что Господь «посмеется»? История всегда как бы смеётся над людьми, которые думают, что всё определяют в ней — причём окончательно. Любое восстание человека против Бога смешно. Апостол Павел сравнил это с протестом горшка против горшечника, сделавшего его (см. Римл. 20-22). Известно и другое: тот, кто плюёт в небо, в итоге пачкает себя.

А результат человеческих заблуждений и отклонений от воли Божией всегда бывает одинаковым: «Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я» (5). Влияние тех, кто возвысился в гордом противостоянии Богу, порой бывает велико. Но как жаль любого человека, который так и не понял: мы никогда не построим на земле вечное царство.

Протоиерей Георгий Бреев

(Продолжение в следующем номере)

Добавить комментарий