ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; и кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5. 21-22).

Что такое «геенна огненная»? Это преисподняя — место, где нет Бога и всё распадается.

Опять-таки «безумие» мы часто понимаем как отсутствие рационального мышления, логики. А Христос и Евангелие говорят об уме как о сокровенном сердце человека, умеющем мыслить, отличая добро от зла.

Нет детей, у которых плохое сердце, даже если у них больна нервная система и поражён разум. Все они откликаются на ласку и внимание. Нет детей, которым не нужна вечность, от потери родителей они страдают и на временных — не согласны. Воскресение освободит тело от ограничений падшей природы, восполнит душу возвращением утраченных даров.

Отрицание божественности людей и их души, возможности совершенства, как у Отца, живого, ищущего сердца, — соединяет их со смертью, тьмою. Христос говорит: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится» (Мф. 12. 31). Не может быть прощено утверждение, что Его нет рядом с гибнущим грешником и Он не подаёт милостиво жизнь всем желающим спасения.

Многое в нас бывает заглушено, потемнено. Но спасают же больных из клинической смерти! Так же можно спасти погибающих из сна души, бездействия. Мы знаем: если человек присмотрится к себе повнимательнее, подумает, честно ли он живёт перед лицом Истины, его душа обязательно откликнется, согреется надеждой на прощение.

Когда мы говорим о Духе, то всегда имеем в виду Духа Божия Животворящего, то есть оживляющего всё. Вынося этому миру или его части приговор бездушия, бездуховности, человек выбирает и для себя существование без сердечного ума. Отрицание чего-то в другом по закону взаимности означает отрицание этого — в себе. И, между прочим, в Боге как Вседержителе всего.

Христос нам открывает: что сделали одному из малых сих, то сделали Ему (см. Мф. 25. 40). Этим Он утверждает Своё единство с каждым человеком, утверждает ум и сердце любого из нас: Я — в тебе. А тот, кто говорит другому «безумный», тем самым заявляет Богу: «А вот в нём нет Тебя!» И получает в ответ: «Раз нет в нём, то и ты оставайся без Меня!»

Неверный в малом и в большом не верен (см. Лк. 16. 10). Умаление жизни — убийство. Умаление другого человека или себя самого — убийство. Умаление Бога — убийство, причём такое, которое при желании люди способны понять и признать. Иначе покаяние было бы невозможно, недостижимо. Но оно есть и даже разбойника делает благоразумным.

Искать в книжках и шпаргалках подсказки, где и как согрешил, фактически означает — отказаться от своей совести, её суда, возможности возвращения к жизни. То есть самому себе сказать «безумный» — и тем себя убить. Вот страшный суд: клевета и ложь на себя и Бога превращается в казнь.

Заповедь «не убей» включает все заповеди. Всякий грех убивает, несёт смерть, отчуждение — по той или иной причине. Я могу прямо сказать вашей душе: «Не желаю вас знать!» Или произнести иначе: «Душа — это хорошо, но ваш кошелёк мне интересней». Человек, предпочитающий стянуть из чужого кошелька, тем самым отказывается от дружбы. Душа другого, проданная за сребреники, как бы прячется в погребальную пещеру. Грех приносит разлуку и смерть. Только так его и понимают.

Наши возможности, таланты вырастают в меру сил и возможностей Самого Бога, когда Он бывает нам Другом. Чувствуя это, испытывая, понимая духовную нищету оставшегося в одиночестве человека, мы сразу способны признать: «Господи, Ты всегда был рядом со мной, не дал мне пропасть! Благодарю Тебя!» А если что-то у нас получается, сознаём: «Не я молодец, а Ты мне послал великую милость действовать вместе с Тобой!»

Заповеди Христа — это заповеди единения. Человек уже не один, а значит — жив.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий