ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы говорим о заповеди Христа: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5. 23-24). И в прошлый раз остановились на следующем: христиане всегда приходят в храм с жаждой, чтобы Господь помиловал их, но с годами становятся требовательными, назидательными с другими людьми, двойственными. Начинают «служить двум господам» (Мф. 6. 24).

Проще заметить чистый обман, чем эту двойственность в себе. И вера призывает человека к трезвению: следи за собой, иначе в жизнь вползёт ужасная ложь. Ты будешь считать, что тебе нужна милость, а остальные заслуживают — только справедливости: «око за око» (см. Мф. 5. 38). И это закроет личные отношения с Христом, по существу — веру и жизнь по ней.

Евангелие понуждает нас к некой жертве: ты должен забыть про себя, помочь другому (см. Лк. 9. 23). И чувства падшего человека начинают пугать: «У тебя быстро закончатся силы, богатство! Ты устанешь!» А Христос говорит очень интересно — и не об одном приходе к жертвеннику, а о прообразе вечной жизни: кто со Мной, тот собирает (см. Мф. 12. 30). Оказывается, эта жертва не отнимает, а устраивает жизнь. Или в другом месте: ищите Царства Небесного — и остальное всё приложится (см. Мф. 6. 33).

Мы по-человечески хотим, чтобы сначала приложилось, а потом начались отношения с Богом. Но так не бывает! Зато происходит удивительная вещь: всем трудна, невозможна добрая жизнь с грешниками, но если общность с ними основана на Христовом снисхождении и Христовой милости, эти отношения — созидают человека. Не распинают, не мучают, а наоборот — рождают жажду, желание жить, дают избыток жизни, который проявляется как радость. Причём, не мгновенная: вспыхнула — и ушла, а такая, которая не отнимется. Радость от свершений или достижений — всегда конечна, а основанная на милости — не проходит: моё зло преодолели, простили. Конечно, у меня может наступить беспамятство. Но память вернётся — и радость вместе с ней.

Евангелие приводит живой пример того, как человек принёс к жертвеннику дар Богу — и милость его достигла. Был такой мытарь Закхей. Его простили — и вдруг он сказал: «если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19. 8). Христос как бы принуждает нас: иди, примирись с братом! А для Закхея это естественно, желанно: мертвец воскресает — и хочет, чтобы остальные тоже воскресли: вчетверо воздаёт.

С христианами такое происходит редко. Но без этого нет истинной жизни. Правда, и тут люди тоже могут не пропасть, а возродиться, если надеются, чают, ждут жизни.

Заповеди Божии должны выполняться всегда. В этом их правда, причастность к вечности. Но в Церкви есть специальный день, который делает громогласной заповедь о приходящем к жертвеннику. День этот называется Прощёным воскресеньем и бывает перед самым Великим Постом. В пост мы хотим вернуться к Богу, к Христу, Ему отдать всё внимание, отказаться от своих пороков, страстишек, чтобы нас с Ним ничто не разделяло. Самое естественное желание в такой момент — примириться со всеми.

Трудно сказать, догадываются ли об этом люди. Может, считают, что попросить друг у друга прощения — это какой-то ритуал. Но любой христианский праздник — это праздник каждого дня, просто иногда он особо выделяется. Вот и желание примирения — простить и быть прощённым — должно быть всегда, а не один раз в год. И пост ведёт человека к тому, чтобы понимание этого вернулось. Мы просим прощения, приносим, даём прощение — и видим, что оно недостаточное, неполное. Через пень-колоду.

Когда эта заповедь совершается в душе, у человека возникает желание воскреснуть — не после того, как откажет тело, а сейчас. Воскреснуть подобно Закхею — в дружбу с Богом, с людьми и пожелать воскресения всем, кто находится вокруг.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий