ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Ещё одна заповедь о примирении начинается с довольно необычных слов: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5. 25-26).

Те, кто читает Евангелие, знают: оно призывает к основательности, неспешности.

Бог не торопит человека, а тут говорит: «Мирись с соперником твоим скорее».

Почему?

Слово «скорее» относится не к определённому моменту, а к самому времени: пока мы в этом мире, оно у нас есть, — и со своим соперником мы можем примириться. Но время земной жизни закончится — и тогда люди окажутся беззащитны, бессильны перед соперником. Это ещё не конец истории — само время упразднится, освободив место для вечности, в которую мы войдём такими, какими нас застанет этот миг.

Но о каком сопернике речь? Какая личность способна предать человека судье, судья — слуге, а потом ещё бросить в темницу, пока не отнимут всех денег? Да ещё этот соперник никуда не денется от нас после того, как закончится временная жизнь. Судья и слуга — тоже.

Времени не будет. Что же останется? Свет и тьма. О них мы уже говорили. Обычно люди начинают понимать свет — с солнца, которое открывает нам красоту мира, освещает пути-дорожки, по которым ходим. Тем, кто учился в школе и других учебных заведениях, известны такие понятия, как свет разума, мудрости, устроения, связанности мира, единства законов и так далее.

Но Евангелие (и всё Священное Писание) имеет в виду особый свет — как основу бытия: это возможность видеть другого. Объясню. Если человек не хочет иметь с вами дело, вы никогда его не узнаете — и он не узнает вас. Вы оба находитесь во взаимной тьме, не понимаете друг друга. Одиночество и отвержение всех — вот символы тьмы и смерти. А свет обозначает дружбу, единство, радость взаимности.

Таланты — это слово из притчи, которую мы ещё будем обсуждать (Мф. 25. 14-30). По отношению к человеку они означают не денежную единицу, а все его возможности: видеть, слышать, говорить, знать, понимать, чувствовать. Но главный талант — умение дружить, общаться, забывать про себя, служить кому-то. Он опять же касается личных отношений.

Заповедь свидетельствует: каждому из нас даны внутренние способности строить отношения с кем-либо, которые могут быть главным сокровищем жизни. Но в конце утверждается: человек попадает в полное одиночество, оставленность только по собственному выбору. И если этот выбор не остановить, у души, в конце концов, закончатся силы, которые нужны для того, чтобы строить отношению с другими — Богом, людьми.

Горько бывает тому, кто поступил неправильно — совершил грех. Но гораздо хуже тому, кто имел таланты — и они оказались невостребованными: по существу человек убил в себе художника, поэта, брата, отца, сына, мужа, жену, друга. Понимание того, что было много дано, и оно не реализовалось, — самое глубокое несчастье. В Евангелии это называется горем (см. Мф. 18. 7).

В предыдущей заповеди Христа говорилось о брате — об отношениях с людьми (и Бог стал Человеком!).  А здесь — о сопернике. Но с чужим отношения строить нельзя. Так кто же этот соперник? Где он? Под какой личиной скрывается?

В нас есть совесть. Мы можем жить, не слушая, не зная, не понимая её или в противоречии с ней. Если не знаем о совести — это ещё полгоря. Не хотим слышать — ладно! Но когда она просыпается и подаёт голос, а мы его отвергаем, — тут наступает момент нашего предательства, измены, убийства.

Христос утверждает: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17. 21). В нашей совести заложена возможность жизни Бога и людей: мы способны слушать и слышать всех, хранить их в себе. И они могут стать для нас оком — как художники, которые видят мир и открывают остальным. Или ухом — как композиторы, которые чувствуют и передают гармонию звуков мира и своим творчеством дарят нам радость. Эти люди — внутри нас. Они нераздельны с нами, и их глаза — наши глаза.

В земном обществе существуют я — и другой рядом. А в жизни Царства Небесного — только нераздельное единство. Другой становится мне чужим в одном случае: когда я его отвергаю — убиваю в себе. Но пока мы вместе, в душе друг друга, — нас нельзя разделить.

Голос совести — это весть, которая исходит непосредственно от Бога и иных людей внутри человека. Про такие отношения Христос говорил: «вы во Мне и Я в вас» (Ин. 14. 20).

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий