ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5. 27-28).

Мы говорим о заповедях Христа, и стараемся понять их широко, а не как некое задание от Представителя вышестоящей власти — нам, несмышлёным. Заповеди Спасителя рассказывают о законах настоящей — вечной жизни. Если их нарушать, она перестаёт, потому что заканчивается наша взаимность с Богом и людьми.

Мне кажется, любой родитель точно знает: когда его дети пропадают, не способны к жизни, то пропадает — и он сам. Возможно, это чувство не так долго длится, но у здоровой души оно бы никуда не ушло, потому что мы и дети — вместе.

Опять же здоровый душой и телом человек больше замечает то, что он принёс другому, чем изувечил его жизнь. А мы по эгоистической привычке чаще видим, как нарушение заповеди калечит нас самих. И это означает: наше покаяние — тоже эгоистическое. В нём все переживания направлены на то, чтобы мы сами были омыты от грехов, очищены от всякой скверны — и совершенно не возникает желания восстановить жизнь тех, кого мы предали и тем самым убили.

Христос принёс на землю новую жизнь — и напоминает нам, какие законы, просьбы от Бога уже были переданы падшим людям. Люди не могли понять, услышать Бога. Чтобы не исчезнуть, им нужно было бороться за жизнь, она в них едва теплилась. И сегодняшняя заповедь Христа более явно, чем прочие, указывает, как устроена жизнь, а мы уж будем делать выводы, как её сохранять.

Сами слова тут не совсем обычны для нашей устной речи: не прелюбодействуй (не прелюбы сотвори). Заметьте, здесь не сказано: не делай откровенного зла. Ветхий Закон говорил древним людям: способность человека любить можно использовать так, что будет плохо.

Преподобный Максим Исповедник отмечал: грех — это неправильное употребление вещей. Под вещами он подразумевал, конечно, не только какие-то предметы, но всё, что доступно уму, чувствам, вере человека. Грех всё превращает в вещь: отец становится источником дохода, друг — вспомогательным элементом. Но всё оживает, когда его правильно принимают.

По естеству человеку дано приносить себя — свои чувства, внимание. А он вдруг берёт чужое, присваивает себе чьё-то. Часто это возникает неуловимо, как в песне (её распевают громогласно, и все закатывают глаза, когда слышат):

Ах, какая женщина!

Мне б такую…

Откуда здесь приходит грех? От омертвелости, бездушия. Когда нет дружеских отношений, которые делают человека счастливым, он размышляет: как бы мне отнестись — к другому? кто он? что с него можно взять? И вот женщина становится «предметом» похотливых устремлений.

Совесть древних людей подслеповата: рядом с ними ещё не было Того, на Кого они могли посмотреть и сказать: «Вот как можно жить!» Новые люди не стали лучше, но Спаситель пришёл и открывает, как устроена жизнь. Древних предупреждали: так действовать — нельзя, это грех. А Христос указывает на причину греха, называет закон жизни человека: всё определяется сердцем.

Заповеди Христа короткие, но за ними стоит тайна нашего бытия: человек есть желание. То, чего он хочет — на самом деле. У него могут быть капризы, и любой из них — подлый. А бывают желания, которые — всегда. Давайте посмотрим на себя честно: не хотим ли мы покоя, бездействия? Лёгкой жизни, удовольствий? Это сокровища нашего сердца — или нет?

Если да, то мы хитрим и будем многое делать, чтобы доказать окружающим и себе, будто мы верующие, честные, благие.

Давайте тот же вопрос поставим иначе: без чего мы почувствуем себя несчастными? Вероятно, кто-то скажет: без поста и молитвы. Но это будет неправда. Люди часто спрашивают, как бы им, больным, измученным, взять правило поменьше, нагрузку — послабее. Я никогда не слышал, чтобы больной человек просил забрать у него пластыри, которые снимают боль. Или говорил: «Хорошо бы их поменьше!» А ведь это — то же самое.

Не нужно себя обманывать: когда сердце вроде бы ничего не хочет, оно всё-таки выбирает — смерть, небытие. Отказывается от жизни. И это проявляется в страхе перед делами, новизной, болезнями и прочим.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий