КОРОВИН ВСЕГДА ПОМНИЛ ЧЕХОВА

«Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие — от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Несмотря на его молодость, даже юность, в нём уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то главное, важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Антон Павлович был прост и естествен, он ничего из себя не делал, в нём не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирождённая скромность, особая мера такта, даже застенчивость, — всегда были в Антоне Павловиче».

Так вспоминал великого писателя Чехова прекрасный художник — Константин Алексеевич Коровин. Он был всего на год моложе Антона Павловича.

 Константин Коровин. Розы
Константин Коровин. Розы

СТУДЕНТЫ

Чем особенно интересны воспоминания Коровина? Константин Алексеевич был человеком мягкой, отзывчивой, незлобивой души. Очень чутким, внимательным. К концу жизни он стал писать воспоминания — и сохранил несколько эпизодов, которые показывают, каким был Чехов. Любую ситуацию Антон Павлович мог наполнить весёлостью и игрой. Не всегда это сходило ему с рук.

В тот весенний день Чехов готовился к выпускным экзаменам в Московском университете. В комнате, где он жил, находились другие студенты. Чехов уже печатался в газетах — и студенты возмущались:

— Кому нужны ваши рассказы?.. К чему они ведут? В них нет ни оппозиции, ни идеи… Вы не нужны «Русским ведомостям», например. Да, развлечение, и только.

— И только, — ответил Антон Павлович.

Студенты наступали:

— Вы говорите, что вы человек без убеждений… Как же можно написать произведение без идеи? У вас нет идей?..

— Нет ни идей, ни убеждений.

Коровин точно улавливает настроение студентов: «Они хотели управлять, поучать, руководить, влиять. Они знали всё — всё понимали. А Антону Павловичу было скучно…»

Чехова удивляла красота и тайна жизни. Перед этой вечной тайной он благоговел. И не хотел размениваться на мелкие, сиюминутные идеи.

Коровину жаль студентов: «Что-то тяжёлое и выдуманное тяготело над ними, как какая-то служба, сковывающая их молодость. У них не было простоты и уменья просто отдаться минуте жизни. А весна была так хороша!»

Но ещё больше Коровину жаль — Антона Павловича: «И, помню, он сказал мне, когда мы шли обратно:

— А в весне есть какая-то тоска… Глубокая тоска и беспокойство… Всё живёт, но, несмотря на жизнь природы, есть непонятная печаль в ней.

А когда мы расстались с нашими студентами, он сказал мне и Левитану:

— Эти студенты будут отличными докторами… Народ они хороший… И я завидую им, что у них головы полны идей…»

Антон Павлович жалел студентов.

КИСЛОВАТЫ…

Опять была весна — и молодые люди пошли гулять. Возле Петровского замка встретили разносчика, он торговал апельсинами — и какая-то мысль родилась у Антона Павловича. Он сказал разносчику:

— Сколько, молодец, за всё возьмёшь?

— Два сорок.

— Ну, ладно, я дам тебе три рубля, только посиди часок тут. Я поторгую. Я раньше торговал, лавочником был. Тоже хочется не забыть это дело.

Разносчик согласился. Взял деньги — и уселся на лавочку.

«Подошли две женщины, — вспоминает Коровин. — с серьёзными скромными лицами и с ними старик в военной фуражке. Он взял апельсин в руки и спросил почём.

— Десять копеек, — ответил Чехов.

Старик посмотрел на разносчика и на Чехова:

— Кто торгует-то?

— Я-с, всё равно-с, — сказал Чехов — Мы сродни-с.

— Пятнадцать копеек пара. Хотите? — сухо предложил старик.

— Пожалуйте-с, — согласился Антон Павлович».

А вот следующий эпизод: «Подошёл какой-то франт изнурённого вида. На руках его были светлые лайковые перчатки. Спросил, почём апельсины.

— Если один, то десять копеек. Если десяток, то рубль пятьдесят.

— То есть как же это? — недоумевал франт. — Считать не выучились ещё?

Взял апельсин и ушёл».

Ещё смешнее — третья история:

« Какая-то молоденькая барышня  спросила, сколько стоит десяток.

— Рубль, — ответил Чехов.

— Дорого. А полтинник хотите?

— Пожалуйте, — ответил Чехов.

— Ишь, запрашивают! — барышня выбирала апельсины и клала сама в мешок. — Может быть, кислые они у вас?

— Кисловаты, — сказал Чехов.

Она посмотрела на него и выложила все апельсины по одному обратно.

— Попробуйте один, денег не надо.

Она облупила апельсин и съела.

— Кисловаты, — сказала барышня и ушла…

— Хотите сорок копеек за десяток, — вернувшись, сказала барышня.

— Хорошо-с, пожалуйте, ответил Чехов, — только без кожи.

— То есть как же это без кожи?

— Кожей отдельно торгуем-с.

Барышня глядела удивлённо.

— Кто же кожу покупает?

— Иностранцы, они кожу едят.

Барышня рассмеялась.

— Хорошо, давайте без кожи, но это так странно, я в первый раз слышу.

Чехов уступил апельсины с кожей».

Больше он не торговал. Всё, что осталось, раздал приятелям и торговцу. А тот, глядя на Чехова, возмущался его поведением. Простому и хитрому человеку было невдомёк, что имеет дело с писателем, а тот — общается с людьми, изучает характеры.

Чехов пошёл гулять дальше, а торговец — кинулся в участок и заявил, что его ограбили: съели апельсины и денег не заплатили. И прогулка прервалась. Антона Павловича со всей компанией арестовали.

Молодой пристав быстро разобрался в ситуации. Спросил торговца:

— Тебе не жаль этих людей? Они теперь должны идти в тюрьму.

Ему не было их жаль. Но он попросил на чай — и ушёл, получив деньги. А у Антона Павловича осталась эта история и новое знакомство.

РЫБАЛКА

«Мы шли большим лосиноостровским лесом до Больших Мытищ, — вспоминал Константин Алексеевич Коровин, — где на Яузе ловили на удочку рыбу. А уху варили в Мытищах. С краю села — дом тётеньки Прасковьи. Сын её Игнашка был мой приятель, и там жила моя охотничья собака Дианка.

Антон Павлович был в то время студентом и большим любителем рыбной ловли на удочку.

Ловили на червяка. Антон Павлович любил ловить пескарей, которые шли подряд. Но иногда попадались и окуни, язи и голавли.

К вечеру хотели идти в Москву пешком, но Игнашка советовал не ходить, так как на большой дороге объявились разбойники: по дороге грабят богомольцев, идущих к Сергию Троице, грабят и даже убивают, потому теперь конные жандармы ездят».

Мнения молодых людей разделились. Некоторые хотели вернуться по железной дороге. Но не Чехов!

— Замечательно! — засмеялся Антон Павлович. — Пойдём пешком, может быть, попадём в разбойники — это будет недурно.

И ведь попали! Компанию молодых людей задержали и, как водится, проводили в участок. И опять их допрашивал пристав — только на этот раз седой старик. Он очень обрадовался, что к нему попали художники — и повёл себя неординарно.

«Пристав встал, позвал писаря… и, вынимая из кошелька деньги, что-то с ним шушукался, — запомнил Коровин. — Писарь вернулся с какой-то женщиной. На стол поставили тарелки, селёдки, тарань, хлеб, баранки, яйца. Появился самовар». Довольный пристав говорил:

— Эх, и рад я до чего вам! Поговорим про картины. Мало кто у нас может даль написать. Пожалуйста, выпьем за Алексея Кондратьевича (Саврасова — прим.). Человек правильный, художник настоящий. А я вам вот что скажу: рассветёт и поедете на станцию лучше, я и подводу дам. Кто знает, на большой дороге пошаливают, убивают — кому надо богомольцев убивать? Не иначе — это сумасшедший человек… Неровён час…

Приключение у Антона Павловича всё-таки получилось!

РОЗЫ

«Много прошло времени… и по приезде в Крым, в Ялту — весной 1904 года — я был у Антона Павловича Чехова в доме его в Верхней Аутке. На дворе дачи, когда я вошёл в калитку, передо мной, вытянув шею, на одной ноге стоял журавль. Увидев меня, он расправил крылья и начал прыгать и делать движения, танцуя…

Антона Павловича я застал в его комнате. Он сидел у окна и читал газету «Новое время».

— Какой милый журавль у вас, — сказал я Антону Павловичу, — он так забавно танцует…

— Да, это милейшее и добрейшее существо… Он любит всех нас, — сказал Антон Павлович. — Знаете ли, он весной прилетел к нам вторично. Он улетал на зиму в путешествие в другие там разные страны, к гиппопотамам, и вот опять к нам пожаловал. Мы его так любим… — не правда ли, странно это и таинственно?.. — улететь и прилететь опять… Я не думаю, что это только за лягушками, которых он в саду здесь казнит… Нет, он горд и доволен ещё тем, что его просят танцевать. Он артист и любит, когда мы смеёмся над его забавными танцами. Артисты любят играть в разных местах и улетают. Жена вот улетела в Москву, в Художественный театр…

Антон Павлович взял бумажку со стола, свёрнутую в короткую трубочку, закашлялся и, плюнув в неё, бросил в банку с раствором.

В комнате Антона Павловича всё было чисто прибрано, светло и просто — немножко как у больных. Пахло креозотом».

Сестра Чехова сказала, что у них заболела кухарка. И он, доктор, отправился посмотреть, что с ней.

«Я шёл за ним и, помнится, обратил внимание на его подавшуюся под натиском болезни фигуру; он был худ, и его плечи, остро выдаваясь, свидетельствовали об обессиливавшем его злом недуге».

Чехов хотел подарить Коровину свой домик в Гурзуфе, на самом берегу моря. Константин Алексеевич отказался.

«Это была моя последняя встреча с А. П. Чеховым.

После я жил в Гурзуфе и построил себе там мастерскую. И из окна моего был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович. Этот домик я часто воспроизводил в своих картинах… Розы… и на фоне моря интимно выделялся домик Антона Павловича. Он давал настроение далёкого края, и море шумело около бедного домика, где жила душа великого писателя, плохо понятого своим временем».

Наталия ГОЛДОВСКАЯ