«В ЗАТВОРЕ — НА ФАВОРЕ…»

В 1861 году епископ Тамбовский Феофан (Говоров) объезжал епархию. Прибыл он и в Вышенский Свято-Успенский монастырь. Стоит монастырь на возвышенности — над берегом реки. За белой каменной стеной возносятся к небу Казанский и Христорождественский соборы. У их подножия — небольшой Успенский храм. Добротные, аккуратные братские корпуса.

Прямо за рекой начинаются непроходимые мордовские леса. Воздух чистый — не надышаться. А сколько комаров! Первый признак отличной экологии.

Сердце владыки как-то по-особому отозвалось на эту красоту, тишину, мирность. Через год в Вышенской обители скончался настоятель, и епископ Феофан назначил в Вышу духовно близкого ему человека — игумена Аркадия (Честонова). Сказал:

— Поезжайте, отец-игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приеду…

НО НЕДОЛГО ОСТАВАЛСЯ…

Родился будущий святитель в 1815 году в семье священника. И мама его тоже была из священнической семьи. Жили они в селе Чернавское Орловской губернии. С раннего детства Георгий Говоров не представлял себя вне Церкви. Как-то сторож случайно запер его вечером на колокольне — и мальчик спустился вниз по верёвке, привязанной к колоколу.

— Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей, — напророчил отец.

Учился Георгий в духовном училище, семинарии, Киевской духовной академии. Студентом подал прошение о монашеском постриге. Писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединённой жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь мою монашескому званию».

В 1841 году, в 26 лет, принял монашеский постриг с именем Феофан. Быстро был рукоположен в иеродиакона, иеромонаха. После Академии служил в духовных учебных заведениях. Преподавал богословские предметы и удивительно бережно растил души учеников. Дал ему Господь дар слова и чуткое сердце.

Иеромонаха Феофана направляли в такие точки, где требовалось сделать что-то важное, серьёзное — и желательно быстро. Сейчас, когда его жизнь превратилась в житие, видно, что ничего в ней не было случайно. И ни на одной должности он не задерживался подолгу. Выполнял задачу, впитывал новый опыт — и двигался дальше.

Исключение составило только служение в Иерусалимской духовной миссии. Шесть лет провёл отец Феофан на Востоке. Основательно изучил иностранные языки, познакомился с наследием святых отцов. Ездил на Афон, подружился со старцами. А в свободное время писал иконы — и снабжал бедные храмы целыми иконостасами.

Епископом Тамбовским святитель Феофан тоже был недолго. Летом 1863-го его перевели на Владимирскую кафедру — и через два года он подал прошение о выходе на покой. С правом пребывать в Вышенской пустыни.

ВЫША ГОТОВИТСЯ К ВСТРЕЧЕ

История древнего Вышенского монастыря к началу XIX века была печальна: он пришёл в полный упадок. Чтобы спасти обитель, правящий архиерей назначил сюда настоятелем иеромонаха Тихона из Саровской пустыни. Отец Тихон возвёл в обители каменные храмы и братские корпуса, окружил монастырь надёжной стеной.

В 1827 году в обитель прибыла чудотворная Казанская икона Божией Матери — дар московской монахини Миропии. И через пять лет отец Тихон начал строить Казанский собор. Казалось, Вышенская пустынь готовится к чему-то особенному. И оно произошло: 150 лет назад, 16 июня 1861 года, в Вышу прибыл епископ Феофан. Ему было сорок шесть лет — самый расцвет творческой зрелости.

Встречал владыку игумен Аркадий.

В ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ ВЫШЕ

Епископ Феофан хотел послужить Церкви в новом качестве — писательском: собрать и переработать собственные богословские труды, перевести на русский язык творения древних святых. Двадцать восемь лет прожил святитель в Выше. Нигде никогда он не задерживался так долго! Считал, что Вышу можно променять — только на Царство Небесное.

Семь лет владыка общался и трапезничал с братией, служил воскресные Литургии. И постепенно готовился уйти в затвор: «чтобы меньше было помех для книжных занятий». Этот его подвиг длился двадцать один год.

ЗАТВОР

Для Затворника соорудили второй этаж в архиерейском доме. Это 200 квадратных метров! Плюс балкон. Епископ сам сделал резную стенку, загородил балкон — и незаметно для других выходил подышать свежим вышенским воздухом: «А воздух у нас всё одно, что в лесу».

Имя Феофан означает Богоявление. Свой домовый храм владыка освятил в честь этого праздника. Много лет он каждый день служил Литургию и причащался. Потом размышлял, не спешил перейти к делам. Наконец, брался за перо.

Из трудов святых отцов епископ составил несколько томов «Добротолюбия». Отредактировал и издал свои лекции «Путь к вере», короткие «афоризмы» — так он их называл — «Мысли на каждый день». Это толкование ежедневных Евангелий — настольная книга многих христиан.

Владыка Феофан получал много писем — и на все отвечал. Из них сложилось несколько сборников. И оказалось, что его адресаты — все, кто хочет найти смысл, красоту, Истину. Во все времена.

ПИРОГ В ПЕЧИ

Книга «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?» тоже состоит из писем духовной дочери. Умел святитель утешить чадо! «Молюсь Господу, чтобы высвободил Вас из того положения, которое Вы считаете для себя неприятным, прибавляя, однако ж: если то угодно Его святой воле и Вам  спасительно. И высвободит, конечно, в своё время. Облекитесь верою сею и терпите». «Переменится и то, что Вас тяготит. Настанут дни, когда будете свободно дышать, и не только дышать, но и порхать, как бабочка, по цветам…

Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испёкся. Владыка мира посадил и Вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечётесь. Терпите же и ждите. Как только испечётесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут Вас вон. Если рванётесь сами вон, будете то же, что недопечённый пирог. Вооружитесь же терпением. Ещё скажу: по вере нашей, кто переносит благодушно встречающиеся неприятности, принимая их как от руки Господней, тот причастником бывает мученичества. Извольте хорошенько напечатлеть то в мысли своей и навевайте тем утешение на сердце своё». «Но всё от Бога. К Нему и прибегать надо».

Владыка Феофан говорил о Симеоне Новом Богослове: «Его писания не научные, а все от жизни. Оттого и нравятся любящим жизнь». Эти слова относятся и к его трудам, собравшим опыт великого христианского святого.

НАСТОЯЩИЙ СТАРЕЦ

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал духовному чаду, что поручает его настоящему старцу — архиерею Русской Православной Церкви, прославленному святителю Феофану Затворнику. Его чистое, ясное изложение христианской веры наставляет, оберегает, сохраняет всех — священство и мирян.

«Враг всегда маскирует себя призраком правости, — писал святитель.— Но вы не на это смотрите, а на то, что бывает в душе, именно непрестанная тревога и смутная неопределённость. По этому тотчас можно догадаться, что подошёл враг, — и гоните его безжалостно отвержением и молитвою. А Божие действие всегда светоносно. Это Ангел-хранитель влагал Вам в уши слово утешения. Навыкайте его слушаться, и он будет учить Вас всему».

А ещё Вышенский Затворник советовал: лучше сидеть в храме и думать о Боге, чем стоять — и думать о ногах.

ТОЖЕ ИКОНА

После обеда у святителя Феофана был отдых. Он неукоснительно придерживался этого правила. А что такое отдых? Смена деятельности: вместо умственной работы — физическая.

На токарном станке он выточил балясины для лестницы. Они сохранились. И к ним можно прикоснуться! Учился переплетать книги — и бодро сообщал в письме, что три — уже испортил. Приступает к четвёртой.

Владыка любил музыку и очень хотел играть на музыкальных инструментах. Выписал себе фисгармонию, называл её «гуделкой»: «Надо опасаться, как бы не разбежались монахи от ужаса, шумом моим и громом причиняемого». Шутил: «Потом станем задавать концерты. И объявления по всему свету разошлём… Что-де будут играть архиерей, архимандрит и прочая честная братия».

Но фисгармония сломалась: «и, кажется, ей предлежит всегдашний подвиг молчания». После этого святитель стал учиться играть на скрипке.

Конечно, иконопись физическим трудом не назовёшь. Но и ею Затворник занимался, «отдыхая». Сохранилась написанная им икона святителя Николая. Сохранился и его автопортрет — прекрасное, мудрое лицо седого старца. Теперь это тоже икона.

Святитель Феофан терпеливо переживал болезни: «время силы прошло; настала старость, которая очень податлива на недомогания». И, вероятно, знал, когда умрёт. Он преставился к Господу 6 января 1893 года — в праздник Богоявления. В тот день отслужил Литургию, причастился Святых Христовых Таин. Сделал последние записи.

Похоронили владыку в Казанском соборе. Над склепом установили большую мраморную плиту с изображением его книг. А они уже жили своей жизнью. Окрыляли человеческие души.

ПОГОВОРИЛИ И РЕШИЛИ

В 1972 году, почти век спустя, в село Эммануиловка приехал отец Георгий Глазунов, выпускник Московской духовной академии. Его назначили настоятелем храма Преподобного Сергия Радонежского.

Летом 73-го батюшку навестили три друга из Троице-Сергиевой лавры — тоже лица духовного звания. Посидели, попили чайку, поговорили. И решили отслужить панихиду на могиле епископа Феофана. Вышенский монастырь — рядом. Разорённый, почти разрушенный. Там находилась психиатрическая больница. А в Казанском соборе, где похоронили Затворника Вышенского, располагался склад.

Договорились с кладовщицей — и та впустила их в собор. Окна выбиты, валяются бочки, кровати, трубы. Грязь, мусор. И среди всего этого — пробитый сбоку мраморный склеп.

Друзья отслужили панихиду и твёрдо решили: мощи надо забрать. Тем же летом отец Георгий с одним лаврским иеромонахом снова навестили склад психбольницы. По косточке собрали отцы честные останки епископа. Перевезли в Троице-Сергиеву лавру.

В 1988 году святитель Феофан был прославлен в лике святых. Его нетленные мощи опять прибыли в Эммануиловку — поближе к Выше. Лишь в 2002 году, в день прихода епископа Феофана в Вышу, в монастырь вернулись мощи его всемирно известного и любимого насельника. Молебен святителю служил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

ПОДГОТОВКА

В Вышу, на праздник к святителю Феофану, приехало много его читателей и почитателелей — священников и мирян. Иеромонах, служивший Литургию в домовом храме Затворника Вышенского, сказал в проповеди, что святитель Феофан был в затворе — как на Фаворе, освещённый Божественным светом. И добавил:

— Вы сегодня причастились — и получили то же, что получил он.

Вышенский монастырь сейчас — большая стройплощадка. Размах работ поражает.

— Разве это своими силами? — отвечает на удивление гостей игумения Вера (Ровчан).

И кажется, что обитель готовится к чему очень важному — как готовилась когда-то к приходу нашего великого учителя веры.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий