«ТВОРЮ ТЩАТЕЛЬНО»

Однажды к митрополиту Ростовскому Димитрию подошли два человека. По распоряжению царя Петра I велено было брить бороды. А эти двое не хотели:

— Мы лучше положим голову на плаху!

И аргумент у них был:

— Если бороду сбрить, исказится образ Божий.

— А что отрастёт — отсечённая голова или сбритая борода? — спросил митрополит.

— Борода…

— Так лучше не пощадить бороды.

И объяснил: внешнее — важно, но второстепенно. Человек внутренне должен быть подобен Богу. Христиане всегда покорялись власти, если это не противоречило вере. Отдавали кесарю кесарево — и были свободны.

ПРОПОВЕДНИК

Будущий митрополит родился в 1651 году недалеко от Киева в верующей семье. Даниил Туптало (так его звали) поступил в Братское духовное училище. Там стали развиваться его таланты богослова, ритора, писателя. Но года через три учёба прекратилась: поляки заняли Киев и разорили училище.

Даниил оказался в Кирилловском монастыре — недалеко от города. В семнадцать лет его постригли в монахи с именем Димитрий, почти через год — рукоположили в иеродиакона, ещё через шесть — в иеромонаха. Архиепископ пророчески сказал о нём:

— Димитрий да получит митру!

Господь наградил отца Димитрия удивительным даром слова. Ясные, грамотные, глубокие проповеди молодого монаха просвещали, согревали души людей — и его приглашали в разные храмы и монастыри.

ЖИТИЯ

В тридцать лет отец Димитрий был посвящён в игумена. При этом он продолжал ездить с проповедями по разным обителям — и предположить не мог, какое служение приготовил ему Господь.

Киевский митрополит и наместник Киево-Печерской лавры искали, кто бы мог собрать, систематизировать, отредактировать жития святых — четьи-минеи. Выбор пал на отца Димитрия. Он чувствовал своё недостоинство, страх перед этим трудом, но в июне 1684 года всё-таки приступил к нему. И жизнь его наполнилась встречами — с лучшими людьми из бывших на земле. Знакомство с ними меняло и умудряло его.

Однажды во сне явилась ему великомученица Варвара. Отец Димитрий попросил её умолить за него Бога. И услышал в ответ:

— Не ведаю, умолю ли, ибо молишься по-римски.

Как это понимать? «Думаю, что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве, и уподобляюсь в сем случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие…» — решил монах. Он очень расстроился, а великомученица улыбнулась и сказала:

— Не бойся!

Потом произнесла слова утешения.

В сонном видении пришёл к отцу Димитрию святой мученик Орест, над житием которого он работал накануне. Рассказал, что перетерпел больше мук, чем описано. Показал раны.

В течение двух лет отец Димитрий завершил четьи-минеи начальных месяцев года — сентября, октября и ноября. Книга была напечатана в типографии Киево-Печерской лавры.

После этого составитель сборника побывал в Москве. Патриарх благословил его продолжать работу.

МИТРОПОЛИТ

Очень хотелось отцу Димитрию уединиться — и всё время посвятить житиям святых. Но его отвлекали от этой работы — то для проповеди, то для управления монастырями. Ни от каких послушаний он не смел отказываться.

Когда готова была вторая книга четьих-миней, патриарх прислал похвальную грамоту «искусному, благоразумному и благоусердному делателю». И тот отвечал, что: «сон лености оттряс, повелеваемое ми творю тщательно».

В 1697 году отец Димитрий стал архимандритом  — получил митру. Завершил третью книгу житий — и в 1700 году она вышла в свет.

А между тем царь Пётр I искал претендента на Сибирскую и Тобольскую митрополию. Выбор его пал на архимандрита Димитрия — и его нарекли Сибирским митрополитом. Это значило, что работа над житиями прекратилась. В глуши невозможно было собирать материалы о святых.

Как же дорог был этот труд для митрополита! Владыка заболел, слёг в постель. Царь навестил его, узнал причину страданий и велел оставаться в Москве. А вскоре назначил на Ростовскую кафедру.

ТРУД ЗАВЕРШЁН

В Ростове владыку поразило невежество — и священников, и народа. Столкнулся он и с раскольниками — их много было в глухих Брынских лесах. Митрополит отвечал за этих людей перед Богом — и должен был заняться их просвещением. Он проповедовал, писал для своей паствы, открыл духовное училище. И не оставил работы над житиями.

В феврале 1705 года отметил в дневнике: «месяц август написася». Труд его был завершён. Продолжался он больше двадцати лет. Вскоре книга вышла из типографии.

Святитель Димитрий хотел ещё составить Священную историю до Рождества Христова, сделать краткое толкование псалмов. Но: «…мои недугования перо пишущее от руки отъемлют и писца на одр повергают, гроб же очам представляют, а к тому очи мало видят, и очки не много помогают, а рука пишущая дрожит, и вся храмина тела моего близ разорения».

Он скончался 28 октября 1709 года. Нашли его утром, стоящего на коленях перед иконами. В завещании владыка просил, чтобы не искали у него в келье денег: их не было. Он собирал только книги…

С тех пор четьи-минеи дополнялись житиями новых святых. Появилось среди них и житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского, прославленного в лике святых в 1757 году.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

4 октября — обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Добавить комментарий