Апостолы перенесли страшное потрясение: распятие Христа, Его смерть на Кресте. Почти все они разбежались, предали Учителя — и это тоже тяжёлым грузом легло на душу. Только юный Иоанн Богослов стоял у Креста рядом с Божией Матерью.
И вот ученики сидят в доме, запершись. Им страшно, они боятся арестов, расправы. От жён-мироносиц узнают, что Господь воскрес, — и не верят. Им эта весть кажется пустой.
И вдруг перед Ними появляется воскресший Спаситель. Проходит сквозь затворённые двери и говорит:
— Мир вам!
«Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Обрадовались после того, как разглядели раны на Его теле и убедились, что это Он. Получили вещественные доказательства.
Христос даёт им успокоиться, освоиться. Просит пищи. Берёт печёную рыбу, мёд в сотах. Привычно трапезничает (см. Лк. 24. 41—42).
В тот первый воскресный день среди апостолов не было Фомы. Когда ему рассказали, что Господь жив, Фома воскликнул:
— Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю.
И Господь опять приходит к ученикам — в следующий воскресный день. Обращается к Фоме:
— Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Христос знает всё. Он не задаёт вопросов — и прямо отвечает на слова апостола, произнесённые неделю назад. И Фоме уже не нужны вещественные доказательства, он узнаёт Учителя сердцем:
— Господь мой и Бог мой!
На сороковой день после воскресения Господь «вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24. 50—52).
Спаситель завершил Своё дело на земле — и передал его ученикам. Счастливые, они шли под благословением Господним по благословенной Господней земле. В них заметна самостоятельность и уверенность. Ученики больше не боялись, а вместе с Божией Матерью открыто «пребывали всегда в храме, прославляли и благословляли Бога» (Лк. 24. 53).
Наступил пятидесятый день после воскресения Спасителя. Сильный шум раздался в Иерусалиме. Словно дохнул мощный ветер, но только над одним домом. К дому сбежались люди и увидели учеников Христа. Те говорили на языках разных народов — и чужестранцы понимали их.
А произошло то, что обещал ученикам воскресший и вознёсшийся на небо Христос. Дух Святой видимо, слышно сошёл на них — и с этого момента они преобразились: получили Божии дары сильного, убеждающего слова, прозорливости, исцелений. Стали настоящими апостолами — посланцами Христа на земле. Продолжателями дела спасения человека.
Пётр выступил вперёд и сказал первую в жизни проповедь о воскресшем Христе. Три тысячи приняли в тот день Благую весть и крестились. На земле родилась Святая Соборная Апостольская Церковь — наша Церковь.
«Из столетия в столетие Церковь призвана быть телом Христовым, ломимым для спасения человечества, — говорил митрополит Антоний Сурожский. — И мы, как бы ни были недостойны этого,.. приобщены дару Святого Духа. Потому что мы — Церковь».
…Однажды к Спасителю подвели слепца. «Он взял слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть всё ясно» (Мк. 8. 23—25).
Христос действовал постепенно, оберегая человека от сильных потрясений. Так Он поступал с апостолами. Так поступает с нами.
Каждый воскресный день мы стараемся встретиться с Господом — прийти в храм. И Он растит нас: возвращает душам видение реального мира, ведение о нашем предназначении и вечной жизни. Не будем спешить и суетиться! Будем благодарить Бога — и верить Ему.
25 мая — Вознесение Господне
4 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница
5 июня — День Святого Духа