СТИХИ ДЛЯ СВЯТИТЕЛЯ

9 июля 1954 года исполнилось 33 года архиерейства святителя Афанасия Ковровского (Сахарова). Владыка вспоминал свою жизнь. Подсчитал и коротко, по датам, записал: «За это время на епархиальном служении 2 года, 9 месяцев, 2 дня. На свободе, но не у дел 2 года 8 месяцев 2 дня. В изгнании 6 лет 7 месяцев 24 дня. В узах и горьких работах 21 год 11 месяцев 12 дней».

Такая у него была принята точность: учитывать всё — до дня.

Наконец он жил на свободе. И на покое — по инвалидности. Размеренно, в молитвах, трудах. Ещё через пять лет писал: «Я, по милости Божией, чувствую себя более или менее удовлетворительно. Благодарю Бога, что каких-либо острых болей не испытываю. Только очень быстро утомляюсь и много времени провожу в горизонтальном положении. Для моих лет это не удивительно. Ведь мне уже на 73-й год десятый день идёт!..Но духом я бодр, за что бесконечно благодарен Господу. Понемногу занимаюсь русской агиологией и церковным уставом. Только… Кому всё это нужно будет, кого это будет интересовать?.. Но продолжаю, потому что мне самому всё это очень дорого, мне самому всё очень интересно…»

ВСЁ ИМЕЕТ СМЫСЛ

Бодрость духа святителя Афанасия удивляла всех, кто с ним встречался. В 1931 году он находился в ссылке — в Туруханском крае. Ему писали — и он между строк слышал крик людей о помощи. Отвечал ненавязчиво, спасающе.

Александра Ивановна Брайкина из Коврова очень унывала. Жизнь сломалась — и казалась бессмысленной, ненужной, бесполезной. Епископ ободрял женщину: «Если Господь дал нам жизнь, поставил нас в известные условия и жизнь нашу не прерывает, значит, жизнь наша для кого-то и для чего-то нужна. В мире вообще ничего нет бесполезного, ненужного, бессмысленного. Всё имеет свой смысл, значение и назначение. Это даже о неодушевлённой природе, тем паче о жизни разумных существ. Я не допускаю возможности существования людей ненужных, бесполезных. Я думаю, не найдётся человека, который бы хоть раз в жизни не послужил кому-либо другому хотя бы чашею студены воды. А если послужил, — ради этого доброго дела и жизнь дана была ему, и он не погубил мзды своея. Если даже кто-либо и единой чаши воды за всю жизнь не подал, кто-нибудь ему подал! Тогда, значит, смысл и польза этой как будто бы бесполезной жизни в том, чтобы другой сделал добро ради него».

А дальше — вроде бы совсем на другую тему: «Очень люблю А. Толстого, люблю его «Дамаскина», «Поток-богатырь», «Балладу с тенденцией» (автор потом разделил её на две баллады: «Порой весёлой мая…» и «Сватовство» — прим.), «Садко» и др. К сожалению, память у меня, как решето. А просить моих о присылке его сочинений боюсь, — и без того они много мне книг пересылают. Если бы Вы нашли возможность списать и прислать «Против течения», был бы очень благодарен».

Почему святитель попросил прислать ему именно это стихотворение? А вы представьте себе: сидит женщина, переписывает стихи Алексея Константиновича Толстого — и каждое слово входит в её сердце.

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Други, вы слышите ль крик оглушительный:

«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли

Вымыслы ваши в наш век положительный?

Много ли вас остаётся, мечтатели?

Сдайтеся натиску нового времени,

Мир отрезвился, прошли увлечения —

Где ж устоять вам, отжившему племени,

Против течения?»

Други, не верьте! Всё та же единая

Сила нас манит к себе неизвестная,

Та же пленяет нас песнь соловьиная,

Те же нас радуют звёзды небесные!

Правда всё та же! Средь мрака ненастного

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите, во имя прекрасного,

Против течения!

Вспомните: в дни Византии расслабленной,

В приступах ярых на Божьи обители,

Дерзко ругаясь святыне награбленной,

Так же кричали икон истребители:

«Кто воспротивится нашему множеству?

Мир обновили мы силой мышления —

Где ж побеждённому спорить художеству

Против течения?»

В оные ж дни, после казни Спасителя,

В дни, как апостолы шли вдохновенные,

Шли проповедовать слово Учителя,

Книжники так говорили надменные:

«Распят Мятежник! Нет проку в осмеянном,

Всем ненавистном, безумном учении!

Им ли убогим идти галилеянам

Против течения!»

Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить нас своею гордынею —

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею!

Верх над конечным возьмёт бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

Против течения!

Какая мощь, глубина! И утверждение вечной красоты. А святитель Афанасий написал ещё целый список, что всем нам нужно прочитать у Алексея Константиновича Толстого.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

(Продолжение следует)

15 июля — 130 лет со дня рождения святителя Афанасия Ковровского, исповедника

Добавить комментарий