БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО

Граф Алексей Константинович Толстой рос без отца. Родители расстались сразу после его рождения. Но он был окружён любовью и лаской матери и её брата Алексея Алексеевича Перовского. Жили в имении дяди Красный Рог — недалеко от Брянска.

Алексей Алексеевич обладал разными талантами — в том числе, литературным. Любил искусство, прекрасно писал, общался с Жуковским и Пушкиным —  и многому научил, многое передал  племяннику.

Перовский печатался под псевдонимом Антоний Погорельский. Для маленького Алёши он сочинил сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Её до сих пор любят дети и взрослые.

Карл Брюллов. Портрет А. К. Толстого в молодости

«ЧЁРНАЯ КУРИЦА…»

Героя сказки тоже зовут Алёша. Ему лет девять—десять. Примерно столько же, сколько было тогда Алексею Толстому. Сюжет прост и интересен: мальчик живёт в пансионе при школе, не видит родителей, скучает. И тут разворачивается фантастическая история его знакомства с маленькими жителями подземелий — вроде гномов. Алёша получает в подарок от их короля конопляное зёрнышко — и может без подготовки ответить любой урок.

Добрый и приветливый мальчик делает бурные успехи в учёбе — и при этом меняется: становится заносчивым и самолюбивым, считает себя лучше и умнее всех. Товарищи не хотят с ним дружить, учитель наказывает его — и Алёша предаёт своих друзей подземных жителей. Они вынуждены бежать из обжитых мест в неведомые края.

Мальчик раскаивается, он хочет исправиться. «Увы, бедный Алёша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать с того, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность», — сказано в сказке.

Он слышит серьёзное предупреждение:

— Не полагай,.. что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой.

Вот такую мудрую сказку сочинил дядя для племянника! Стоит ли удивляться, что у Алёши была живая, тёплая вера в Бога и рыцарская благородность. А сколько ещё сказок и историй дядя придумывал для Алёши, но не записал их, не опубликовал? Алексей Константинович полюбил литературу, музыку, начал сочинять.

ИТАЛИЯ

Подростком Алёшу привезли в Петербург. Мальчик был ровесником наследника престола — будущего императора Александра II. С двенадцати лет по воскресеньям Алёшу приводили к наследнику. Они подружились, играли вместе. И эти тёплые отношения сохранили навсегда.

Весной 1831 года дядя поехал в Италию. Четырнадцатилетний Алёша — с ним. Они осматривали старинные замки и монастыри. Слушали музыку. Любовались природой.

Племянник подробно описывал это путешествие в дневнике. У него прекрасный стиль: «Говорят, что здесь почти всегда хорошая погода, но с тех пор, как мы здесь, беспрестанно идёт дождь. Гондольщики замечают, что когда при дожде вода опустится в каналах, то на другой день бывает хорошая погода. Вода несколько раз подымалась и опускалась, а хорошей погоды ещё нет. Несмотря на это мы каждый день ездим в гондоле смотреть всё, что здесь примечательного».

Перовский собирал старинные картины и статуи. Алёша видел их — и у него вырабатывался вкус. Перечислял в дневнике дядины покупки: «древний бюст, представляющий молодого Геркулеса, с большим порфировым пьедесталом, две порфировые колонны, девять столов, из которых два с камнями, вделанными в дерево…Четыре мраморных сосуда и шесть картин, одна из которых Тициана…» Всё это пакуют и отправляют в Россию.

Конечно, юный Толстой рос человеком, влюблённым в искусство — и чувствующим призвание к нему.

КАРЬЕРА

В семнадцать лет Алексей Константинович уже приписан к Московскому архиву Министерства иностранных дел. Тогда-то он испытал первую серьёзную потерю: умер дядя. Толстой размышлял о Боге и смысле жизни. Об этом будет он писать всю жизнь.

В двадцать лет Толстой уехал в Германию служить в русской миссии. Там он встретился с «Мадонной» Рафаэля:

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Её земную красоту.

А Он в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперёд — и ясным оком

Голгофу видит пред Собой.

Через три года началась служба при царском дворе. Толстой получал одно за другим придворные звания. Делал карьеру. В свободное время писал и даже публиковал свои произведения. У него, несомненно, высокий поэтический талант. Но нет друга, нет никого, кто поддержал бы. Хотя литераторы дружат с ним, но у них — свои интересы к нему как к человеку, близкому царскому двору.

«СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА…»

Толстому тридцать три года. Вместе с Тургеневым он отправился на маскарад. Одна маска их заинтересовала:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои окружала черты.

Они назначили ей встречу на завтра. Увидев лицо женщины, Тургенев был разочарован и даже назвал её чухонским солдатом в юбке. А Толстой очарован ещё больше. Его поэтическая душа почувствовала живую, трепетную душу Софьи Андреевны Миллер:

Люблю ли тебя, я не знаю,

Но кажется мне, что люблю…

У неё прекрасные грустные глаза, голос дивной красоты. Она умна, начитанна, разбирается в литературе, знает много языков. Но — замужем. Жизнь её трагичная, надорванная. Позже Софья Андреевна рассказала Толстому, что родила ребёнка вне брака. Брата убил на дуэли человек, который отказался жениться на ней. Она вышла замуж за военного — и не нашла счастья.

Обычно таких женщин осуждают. И мать Алексея Константиновича считала её страшной, безнравственной. А он Софью Андреевну — пожалел. Успокаивал, утирал слёзы. Убеждал, что нельзя до конца дней себя казнить, чувствовать виноватой. Надо жить!

ПИСЬМА

В письмах к Софье Андреевне он наконец мог высказаться: «Но если ты хочешь, чтобы я тебе сказал, какое моё настоящее призвание, — быть писателем. Я ещё ничего не сделал — меня никогда не поддерживали и все обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что я мог бы сделать что-нибудь хорошее, — лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, — и теперь я его нашёл… это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать»

В другой раз: «Не зная ещё никаких интересов жизни, которые впоследствии наполнили её хорошо или дурно, я сосредоточил все свои мысли и все свои чувства на любви к искусству. Эта любовь превратилась во мне в сильную и исключительную страсть».

«У нашей души только одно окошко, через которые она видит предметы, один за другим; когда стены отпадут, вид откроется на все стороны, и всё представится одновременно; всё, что казалось противоречиво, объяснится самым простым образом, понятным для ребёнка…»

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих строках: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить».

Пожениться они не могли. Муж Софьи Андреевны не давал ей развода. Мама Алексея Константиновича была категорически против этого брака.

КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Началась Крымская война. Толстой охотником — то есть добровольцем записался в Императорский охотничий полк и уехал на юг. Письма к Софье Андреевне продолжались: «Один из наших солдат, после продолжительного боя на штыках с англичанином, будучи ранен сам и видя своего врага раненым, сказал: «Комрад, комензи, бивштекс! (товарищ, пойдёмте, бифштекс)», — после чего они, поддерживая друг друга, пришли на русский перевязочный пункт, где их поместили рядом и где они стали лучшими друзьями.

Зуав написал своим родителям: «Милые родители, я пишу вам из Севастополя. «А, Севастополь, значит, взят!» — скажете вы. Вовсе нет, это я взят. «Ах, несчастный!» — скажете вы. Вовсе нет, я гораздо счастливее, чем у себя в лагере…»

Я пишу тебе анекдоты, а сердце моё обливается кровью…»

Алексей Константинович был под Одессой, когда в полку началась эпидемия тифа. Люди умирали один за другим. Врач не мог помочь, потому что сам слёг. Толстой тоже заболел.

И вот тут Софья Андреевна, забыв все условности, бросилась к нему. Она не могла его потерять! Многие потом отметили: он бы не выжил, если бы не её забота.

Сестра моей души! С улыбкою участья

Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,

И я, исполненный мучительного счастья,

Любящий чую взор в тревожном полусне.

С тех пор они не расставались.

ИОАНН ДАМАСКИН

Алексей Константинович всё больше хотел заниматься литературой. И всё успешнее шла его карьера при дворе, что очень удручало Толстого. Среди святых отцов он нашёл человека с похожей судьбой, близкого, родного. И в 1858 году написал поэму «Иоанн Дамаскин»:

Любим калифом Иоанн;

Ему, что день, почёт и ласка,

К делам правления призван

Лишь он один из христиан

Порабощённого Дамаска.

Иоанн Дамаскин хочет посвятить жизнь «труду, молитве, песнопенью». Он умоляет калифа отпустить его со службы, уходит в монастырь: «Служить Творцу его призванье…» Воспевать Господа, потому что в сердце звучат гимны Ему.

Но старец в монастыре запрещает Иоанну петь гимны Богу. И только прямое вмешательство Божией Матери снимает со святого этот запрет.

Алексей Константинович просил царя отпустить его со службы. Только в 1861 году действительный статский советник Толстой получил отставку. А в 1863 году он наконец повенчался с Софьей Андреевной. Все препятствия для брака исчезли.

Они жили в Красном Роге и под Петербургом в имении Пустынька. Много времени проводили за границей. Алексей Константинович болел. Особенно страдал от головных болей. По назначению врачей, снимал их морфием.

Однажды он ошибся и ввёл себе слишком много лекарства…

…Литературное наследие Алексея Константиновича — невелико: роман, три пьесы, стихи. Но его можно назвать великим поэтом. Чайковский всю жизнь читал и перечитывал Толстого. Написал несколько романсов на его стихи. А в 1880 году из большой поэмы «Иоанн Дамаскин» взял несколько строк — и получилась песнь Творцу:

Благословляю вас, леса,

Долины, горы, нивы, воды.

Благословляю я свободу

И голубые небеса…

Так во времени отозвалось «артистическое эхо» на творение великого поэта.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

6 сентября (24 августа ст. ст.) — 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого


Добавить комментарий