СОВЕСТЬ ГОВОРИТ

Дошёл слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес (Мф. 14. 2). Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем, он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От неё не спрячешь бессовестных дел, суда её ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоял себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила своё, и речей её не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн.

Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От Кого естество наше, от Того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу.

Голос этот говорит, что есть Бог, что мы состоим от Него в полной зависимости, и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает.

Всё это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времён и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски — естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

Святитель Феофан Затворник

11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Добавить комментарий