ПСАЛОМ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ

У этого псалма загадочное надписание: Псалом Давиду, единыя от суббот, 23. В Евангелии на церковнославянском языке сказано, что жёны-мироносицы пришли ко гробу Господню «во едину от суббот» — то есть в день, следующий за субботой (Мф. 28. 1). И блаженный Феодорит предположил: псалом относится к воскресению Христа. Но по тексту этого не заметно. Поэтому примем название как есть.

Первый стих — свободный и ликующий: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней (1). Как же красиво: вся земля — Господня! Сразу открываются широта, многообразие нашего мира. И не только внешне — горы, долины, леса, океаны, но и внутренне: и исполнение (наполнение) ея.

Земля — место обитания рода человеческого. Господь создал людей — мужчину и женщину: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1. 28). Этими словами движутся исторические судьбы нашей планеты.

Душой мы всегда связаны с родными местами. Даже пословица есть: «Где родился, там и сгодился». Иудеи считали: их страна — центр земли. Но ведь каждому народу казалось: нет прекраснее его края.

Это ощущается и в беседе Христа с самарянкой. Для иудеев самое святое место — Иерусалим, для самарян — гора Гризим. Женщина почувствовала, что перед ней Пророк, и спросила Спасителя:

— Где поклоняться Богу?

Но Господь не называет главного места поклонения, а открывает ей безграничность духовного мира:

— Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

И объясняет:

— Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (см. Ин. 4.19—24).

А дальше псалом как будто подтверждает необъятность этих слов Спасителя, расширяет наше представление о мире: Господня вселенная и вси живущии на ней. Бог устроил вселенную, дал бытие народам, животным, растениям.

Взгляд псалмопевца охватывает всё большие просторы: Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть (2). Это соответствует первым страницам Книги Бытия: сначала Бог создал свет, потом воду, сушу (см. Быт. 1. 3—10). Но псалом высоким поэтическим языком передаёт: Господь основал землю на морях, приготовил на реках — для нашей жизни. Сотворил и украсил вселенную, чтобы ввести в неё человека.

По словам Создателя, наш мир хорош. По нашим ощущениям — потрясающе великолепен, гармоничен, разнообразен, богат.

Первые стихи псалма открывают нам совершенство, красоту вселенной и всех живущих в ней. А в третьем вдруг появляются вопросы: Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет не месте святем Его? (3). Кто взойдёт на гору Господню? Или кто станет на Его святом месте?

Горы есть повсюду: огромные — со снеговыми вершинами, совсем низенькие — холмы и пригорки. Все они прекрасны. Горы и горний, то есть Божественный  мир — связаны, язык наш передаёт это однокоренными словами. Во все времена люди чувствовали: чем больше поднимаешься, тем ближе становишься к небу. Вот почему высшим силам обычно поклонялись на возвышенностях. Делали жертвенники, алтари, сажали рощи.

Но псалом говорит не о горах, а о единственной горе — Господней. Пророк Давид уводит нас из мира вещественного — в духовный, на ту вершину, где Бог совсем близко, где граничат земное и небесное. Кто из людей достоин туда взойти? Или зададим вопрос иначе: кто может приблизиться к Создателю вселенной? Стать на святом месте?

Ответ рождается тут же: Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему (4). Тот, у кого не виновны руки и чисто сердце, кто не относится к своей душе легковесно — всуе, не даёт близким лживых клятв.

Руки — символ действия. Когда они бывают виновны? Если человек пачкает их грязными делами, оскверняющими душу. Тот, кто достоин стать на горе Господней, неповинен рукама — никому не причиняет зла, не губит природу — дом, созданный для нас Творцом.

Чистота сердца — вот условие, которое позволяет людям уже во временном мире увидеть горний. Чист сердцем исполняющий законы Господни, — так объясняли святые отцы.

Бог сказал, что жизнь падшего человека станет проходить в трудах и заботах: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3. 19). Большие усилия требуются от нас, чтобы возделывать, хранить землю. К сожалению, мы часто принимаем всуе душу свою: полностью отдаёмся заботам, печалям века сего — и забываем о главном, тратим себя на второстепенное, становимся многопопечительными.

В дела наши нужно вносить сердечную чистоту — и она соединяет человека с Божественным миром. Христос это объясняет в Евангелии: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6. 26, 28—29).

Время отражает суету, текучесть нашего мира. Кто думает, что существование людей возможно только во времени, принимает суету как норму жизни. Начинает утверждаться в этом сам — и утверждать других.

Но на горе Господней станет только тот, кто не клятся лестию искреннему своему. Лесть — это обман, незнание истины, неправда под приятным соусом. Достаточно один-два раза солгать — и человек сам верит: да, так оно и есть. Начинает считать ложь законом бытия — и убеждать в этом других. А чтобы его мнение принимали, старается приукрасить его лестью. Если почувствует, что и это не действует, прибегнет к крайнему средству — клятве. Даже жизнью поклянётся.

Поэтому Господь в Евангелии строго указал: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5. 34—37).

Льстивая клятва может особенно повлиять на молодые души, способности которых ещё не раскрылись, и искривить их отношение к жизни. Не случайно в псалмах подчёркивается: мужа льстива гнушается Господь (см. Пс. 5. 6).

Люди живут в прекрасном мире. Но они не могут возвыситься, взойти на гору Господню и стоять — постоянно пребывать там, если не имеют сердечной чистоты, осуетились в неправедных делах — и хотят прикрыть это лестью, обманом, оправдать себя. Только достигший духовной высоты примет благословение от Господа и милость от Спасителя своего: Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего (5).

Великую премудрость открывает Творец тем, кто просит Его об этом. В пятидесятом псалме так и сказано: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» (Пс. 50. 6). Они принадлежат к роду ищущих Господа, ищущих лица Бога Иакова: Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля (6).

Поиск — это жизнь души. Важно не успокаиваться на достигнутом, а узнавать новое каждый день. Хоть немного потрудиться, чтобы познать себя, окружающий мир и особенно — Бога.

Род ищущих Господа — это живые души. Их не манит ни высокое положение, ни высокие доходы. Душа алчет Самого Бога. В молодости мне встретились такие люди, их даже называли богоискателями. Это были мыслители, художники, врачи. Всю жизнь они изучали разные религии, индусскую философию, учение Льва Толстого. А потом на горах Кавказа встретились с подвижниками — и стали православными христианами.

Художник Борис Николаевич Пирон окончил во Франции Академию искусств. Жена его, тоже художница, расписывала храмы. Позже я узнал, что эти люди тайно приняли монашество. Они поселились в Козельске. Николай Михайлович умирал в больнице, лежал с Евангелием на груди и говорил:

— Как хорошо оно здесь читается…

На смертном одре! Лицо его светилось. Человек знал, что нашёл Истину. Бог — Истина.

В псалме навечно отражено: богоискатели были всегда. Вопрошали Господа, изучали Священное Писание — и находили удовлетворение  самым высоким запросам своего духа. Вот оно — настоящее счастье.

Род ищущих — не какое-то направление, течение, школа, а целый род: в этих людей природно, от родоначальников, заложено стремление к знанию и передаётся из поколения в поколение.

В разные времена высказывались сомнения: сохранился ли в подлинности Новый Завет или его исказили переписчики? Ещё в I—II веках христиане отвечали: даже если бы Евангелия были утрачены, их восстановили бы и передали дальше. Письменная традиция существовала не всегда. Но люди были носителями высокого духа, знали наизусть Евангелия, Псалтирь. Передавали устно: от отца — сыновьям.

Бог не абстрактен: Он Личность. Псалом подчёркивает это словами: ищущих лице Бога Иаковля. И Христос говорит о Себе как о Личности Богочеловеческой: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап. 1. 8).

Искать Бога как Личность — естественно для человека. Бог Троица отражается в нас и имеет три ипостаси — лица: Отец, Сын и Дух Святой.

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы (7). Здесь всё таинственно. Псалмопевец обращается к неведомым князьям: возьмите ворота вечные. Что за князья? Что за ворота? Это похоже на команду, но не сиюминутную, а в ожидании чего-то грядущего.

Тут напрашивается такая аналогия. Господь изгнал Адама и Еву из рая и поставил у его ворот херувима с пламенным мечом — закрывать вход. Бог прогневался, но не покинул людей, на протяжении веков давал им обетования, законы, Сам пришёл на землю.

Князья были поставлены, чтобы заградить ворота — не простые, а вечные. И князья откроют их: и внидет (войдёт) Царь славы. Когда же?

Христос воскрес из мёртвых, вывел из ада праведников и всех, чающих Его пришествия в наш мир. Сорок дней Спаситель являлся ученикам и, наконец, сказал им: «…дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28. 18—20). На Елеонской горе — горе Вознесения — Он благословил их: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24. 51).

Вспомните, как Христос говорил Нафанаилу: «…отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1. 51). Так и сбылось! Когда Спаситель возносился, Его окружило облако (см. Деян. 1. 9). Это была слава Божия. Ученики увидели её сквозь открытые райские врата. Со славой Божией Христос входил в наш мир — и потом восходил на небо. Она окружала Его на Фаворе: «облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 5).

Возносится Сам Господь, а не ангел или человек. И псалмопевец спрашивает: Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани (8).

Вопрос: Кто есть сей Царь славы? — ставится здесь для того, чтобы ещё больше утвердить Всемогущество Божие: Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Поистине Он является Царём славы.

И в конце псалма снова повторяется: Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы (9). Врата открылись для восшествия Господа. Бог Сын воссел одесную Бога Отца. Но вознёсся Христос не таким, каким снисходил на землю, а как Богочеловек — Бог, взявший на Себя человеческую природу. Это, по мысли святых отцов, сделало людей значительнее ангелов.

Двадцать третий псалом — коротенький, в нём всего десять стихов. Он тайноводческий: таинственно ведёт нас к Богу. Вся вселенная — Его творение, принадлежит Ему. Людям нужно помнить об этом и восходить на Божественную высоту, умолять Господа, чтобы нам открылись врата Божественной славы.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ

Добавить комментарий