ПСАЛОМ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ


Когда израильский народ воевал с язычниками, город Иерихон был взят удивительным образом. Вокруг него по указанию Господа ежедневно обносили ковчег завета. На седьмой день священнослужители вострубили в трубы, народ громко воскликнул — и вдруг неприступные стены города пали. Это было впечатляющее событие (см. Нав. 6).

Ковчег завета хранился в скинии — шатре, палатке. По велению Господа она должна была находиться на постоянном месте. Но прежде чем скинию установили в Иерусалимском храме, священнослужители по разным причинам переносили её из селения в селение. И этот псалом надписан: Псалом Давиду, исхода скинии, 28.

В «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена высказано интересное мнение: «В историческом смысле этот псалом есть завещание священникам и левитам касательно исхода скинии — то есть исхождения её из храма. Он завещает, что должны делать в следующий день священники. Именно — что они должны приносить (в жертву) сынов овнов (или агнцев), должны также приносить Богу славу посредством хвалений и псалмов; должны приносить и честь своею благочинностью и благоговением, и всё это должны приносить во дворе храма, а не в другом каком-либо месте».

Очень важное замечание! Храм свят: там душа получает силу духовного обновления, возрастания. Создатель Сам определил, где стоять дому Божию в Иерусалиме, освятил, положил начало богослужений — по всем канонам и заповедям Господним.

Когда на землю пришёл Христос, Он сказал самарянке: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». По всей вселенной люди воздвигли храмы, чтобы служить Богу «в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (см. Ин. 4: 21—24).

Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь (1). Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу сынов овец, принесите Господу славу и честь.

Пророк Божий Давид призывает людей, в том числе священников, к жертвоприношению. Избранный народ — сынове Божии — уже освящён заповедями, законом, обрезанием, праздниками.

Сыновья овец — сыны овни — это ягнята, агнцы. Указание на ветхозаветную жертву сразу напоминает нам о Христе — Агнце Божием. Он изволил пострадать за весь мир, но прежде на Тайной вечере заповедал ученикам совершать Таинство Евхаристии: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 19—20).

Два тысячелетия священники приносят Богу бескровную жертву, выше которой ничего нет и быть не может: «Твоя от Твоих». И все христиане воздают Творцу хваление и благодарение.

Жертвоприношение не имело бы такой силы, если бы не сопровождалось молитвами, псалмами, песнопениями, прославляющими Бога. И тогда оно становится приятным Ему. Давид призывает: принесите Богу славу и честь, ведь Он Царь славы. В одном из псалмов пророк так и говорит: «Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс. 23: 10).

Принесите Господеви славу имени Его, поклонитеся Господеви во дворе святем Его (2). Тут мы встречаем важное указание: прославьте Бога в имени Его. Люди всегда хотели знать имя Бога, чтобы понять, Кем Он по существу является. Считалось, что Создатель Сам присутствует в имени, проявляет через него Себя, Свою силу.

Суть Бога — непередаваема, она иная, чем у вещей нашего мира. Имя Его — неизреченно, то есть невозможно объять и выразить по-человечески. Но уже в Ветхом Завете Господь открыл, что Он Сущий, Всемогущий, Вечный, Творец мира. Таких имён в Библии больше сотни.

Не только в древности, когда жил пророк Давид, но и во все времена подвижники обращались к Создателю и просили: «Не ради нашего усердия, веры, но ради имени Твоего святого услышь нас, ниспошли всё, в чём мы нуждаемся».

Эта просьба пронизывает и наши молитвы, что правильно: от имени Божиего исходят судьбы человека, вселенной. И все благоговейно обращаются к Нему, приносят славу имени Его. А слава — это сила. И никто не имеет права имени Божия подменять или хулить. Это считается кощунством, тяжким грехом.

Архангел Гавриил сказал Пресвятой Деве Марии, что Она родит Сына и наречёт Его Иисусом, потому что Он спасёт людей от грехов их. В имени Христа это было определено (см. Лк. 1: 31; Мф. 1: 21).

Сущность каждого из нас в какой-то мере тоже постигается через имя. Когда Господь сотворил землю, Он поручил человеку назвать животных, растения (см. Быт. 2: 19—20). И после этого увидел, что люди — существа, призванные стоять челом перед вечностью, — понимают суть вещей, владеют разумом, подобным Божественному.

А дальше в псалме идут замечательные слова, которые сначала призывают к поклонению Богу — поклонитеся Господеви, а потом указывают: во дворе святем Его.

Поклониться, склонить колени — значит участвовать в молитве всем нашим составом: духом, душой и телом. В творениях святых отцов само делание поклонов считается молитвой.  Когда наша голова приникает к земле, мы тем самым показываем, что ничуть не выше любого творения, и наш дух смиряется. Это необходимый элемент молитвенного приношения Богу.

Скиния Господня имела Святое. За эту завесу входили только священнослужители: там они готовили себя к жертвоприношению. А народ стоял в большом дворе, где все могли поместиться. Считалось, что ограда, двор — тоже принадлежность дома Божия, тут молитва любого будет услышана Господом. Поэтому Давид подчёркивает: во дворе святем Его.

Вот и у нас церковь тоже делится на алтарь, трапезную, в которой собираются верующие, паперть. И каждый находится, где положено.

Какую жертву мог принести народ? Прославление Бога, поклонение Ему.

Следующие три стиха псалма посвящены гласу Господню: Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих (3). Глас — голос Бога — это нечто таинственное, благодатное и очень важное для самой сути человека.

Господь сотворил мир Своим словом: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (см. Быт. 1: 3). «Да будет» — это Его глас. Он проявляет себя постоянно в жизни, истории: «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс. 148: 5).

Патриархи, пророки слышали слово Божие, обращённое к ним. Голос Господа прозвучал и повелел Иоанну Крестителю выйти на проповедь, призвать народ к покаянию (см. Мф. 3: 2). Во время крещения Спасителя прогремели слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3: 7). На Фаворе ученики Христа получили заповедь свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Мк. 9: 7).

Глас Господень на водах, а вода — место зарождения жизни на земле (см. Быт. 1: 20). Даже наука признала это. Вспомните купели Иерусалима, где раздавался глас Господень. Спаситель сказал слепорождённому: «пойди умойся в купальне Силоам, что значит: посланный», — и человек прозрел (Ин. 9: 7). На купели у Овечьих ворот Христос обратился к расслабленному и исцелил его после тридцати восьми лет болезни (см. Ин. 5: 2—9).

Пророк Давид открывает: Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии (4). Глас Бога — условие крепости, его нельзя сравнить с нашим разрушительным пустозвонством, звенящей медью, звучащим кимвалом (см. 1 Кор. 13: 1).

В старину крестьяне считали гром гласом Господним. После дождя с грозой природа очищается, преображается, обновляется в великолепии, чудной красоте.

Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския: и истнит я, яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь (5—6). Но глас Господень ещё и сокрушает. Ураганный, бушующий ветер вырывает с корнями огромные деревья. Кедры ливанские величественны, ароматны, прочны. Их использовали для строительства царских дворцов, храма в Иерусалиме, вывозили в другие страны.

Господь кедры стрыет — срежет, спилит. Святые отцы считали, что в духовном отношении кедр ливанский — это образ вознесённой гордыни, которая противостоит Божественному разуму. И Творец одним словом сравняет их с землёй и истнит — уничтожит, сотрёт  в прах, как тельца ливанского. А тельцов закалывали перед тем, как принести в жертву.

Молодой единорог — сын единорожь — мощное, массивное животное. Он имеет крепкий рог, не боится нападения тигров, львов и у пророков Ветхого Завета всегда был символом несокрушимой силы.

Почему глас Господень возлюбленный яко (как) сын? Единорог — ещё и единорождённый. И в каком-то смысле с единорогом сравнивали Христа — Сына Божия, обладающего абсолютной силой.

Глас Господа, пресецающаго (прекращающего) пламень огня (7). Стихийные бедствия происходили всегда. Страшно бушевали пожары — особенно в засуху. Но люди молились, и когда молитва доходила до Бога, огонь угасал.

Три года продолжалась засуха при пророке Илие, земля была выжжена. Пророк вернулся в Израиль, обличил язычество, в которое впал народ, принёс жертву Богу — и вскоре пошёл сильный дождь. Гнев Божий сменился на милость (см. 3 Цар. 18: 30—46).

Всё это совершалось ощутимо, зримо и переживалось людьми как посещение свыше: Создатель проявил Себя в могущественном гласе, остановившем пламень огня.

Глас Господа, сотрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую (8). Образ бесплодной пустыни часто возникает в Священном Писании. Но после гласа Господня пустыня может процвести, а места плодородные — истощиться.

Одно слово Божие сотрясает огромную пустыню Каддийскую. Земля колеблется, поднимается буря и смещает барханы песка. Исследователи полагают, что раньше были очень мощные землетрясения: от них даже континенты изменили форму. И всё это произошло по воле Бога, Который показывает: Он Хозяин над природой.

В Каддийской пустыне, вероятно, проходили какие-то служения Творцу: каддаш — значит святой. Не случайно в горах, примыкающих к ней, сохранились древние библейские манускрипты.

Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу (9). Олени —  елени — животные благородные. Описание их удивительного свойства встречается в толкованиях псалмов: олени поедают змей и уничтожают их гнёзда. В древности люди знали такие подробности.

Глас Господень, свершающий елени, влияет на их зачатие, рождение, сохранение.

Праотец Авраам встречал Святую Троицу под мамврийским дубом. В ветхозаветные времена это дерево было священным. У него твёрдая древесина, она могла не гнить сотни лет и использовалась для основательных построек.

Язычники тоже считали дубы священными, ставили среди них идолов, совершали всякие непотребства. Поэтому Господь открыет — оголит дубравы. И благоверные цари Израиля тоже уничтожали их.

Глас Господень слышен в храмах, там проявляется воля Творца. И каждый человек способен уловить, осмыслить слово Божие. В Евангелии Христос прямо призывает: учитесь слушать (см. Мк. 4: 23—25). И апостол Павел устанавливает: вера приходит к нам через проповедь (см. Рим. 10: 17).

Храм — единственное место, где можно воздавать Господу славу по величию Его святости: и в храме Его всякий глаголет славу.

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век (10). Из первых глав Библии мы помним, как человечество отвергло всё духовное и предалось разврату. Бог раскаялся в том, что создал людей, решил их истребить: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6: 3).

И Творец навёл на землю потоп. Только праведный Ной с семьёй был сохранён в ковчеге: Господь потоп населяет. И опять земля наполнилась людьми. Их миграция, расселение продолжается и теперь.

На иконах Господь Вседержитель всегда изображается на престоле: и сядет Господь Царь в век — в вечности. Сейчас Он управляет вселенной незримо для нас, но в будущем покажет Себя всем народам именно таким. Ангелы будут служить Ему, человеческий род станет по правую и левую сторону от Царя царей.

И последний стих заключает: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (11). Чудные слова! Все, кто знает Бога и стремится исполнять Его волю, непременно получают от Создателя крепость, благодатную силу. И не от случая к случаю, а постоянно.

Господь благословит люди Своя миром — это молитва, пожелание и утверждение.

К любому псалму есть свой ключ, который открывает смысл каждого стиха. Причём стихи связаны не только друг с другом, но и со всей Библией. Образы, встречающиеся в псалмах, часто становятся понятны именно в контексте Священного Писания.

Основная тема этого псалма — действие гласа Господня. Пророк Давид в Духе Святом призывает людей приносить Богу жертву хваления, благодарения, с благоговением воздавать Ему честь и поклонение.

Псалмопевец завещает священникам и всем людям, связанным со служением Господу, не выбирать самим место для храма. Вот почему люди молились, ждали, пока Создатель укажет, где возводить церковь или монастырь.

Апостол Андрей Первозванный прошёл по нашей земле и почувствовал благодать Божию. За тысячу лет он предсказал, что здесь будет построено множество храмов. Где Господь определяет, там пустыня процветает.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ