ПСАЛОМ ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ


Этот псалом не имеет надписи: Псалом Давиду, не надписан у еврей, 32. Его первые строки обращены к людям, которые, в отличие от многих, живут богатым внутренним миром и сохраняют Божию правду: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала (1).

Мерило правды в человеке — совесть. Она сразу определяет, верно ли мы думаем, говорим, поступаем. Тот, кто внимает совести, причастен к правде, осуществляет её не только в словах, но и в жизни.

Что значит — осуществить правду? Человек создан по образу и подобию Божию. Этот образ нужно сохранить, не исказить в себе, цельно пронести через всю жизнь.

Каждый человек считает себя правым, а свои поступки — правильными, достойными высшей похвалы. На этой основе у людей часто возникает гордость, тщеславие, превозношение над другими. Они защищают, отстаивают свою правду считают, что у остальных её нет.

А в Священном Писании мы находим иное: человеческая правда — ложь перед Господом. Пророк Исаия даже сравнивал её с грязной одеждой (см. Ис. 64. 6). И нам надо рассуждать: «Какая у меня правда? Она у Бога». Вспомните, как Пилат спрашивал Христа: «что есть истина?» А перед ним стоял Господь — Сама Правда Божия (см. Ин. 18: 38).

Мне приходилось встречать людей, идеал которых был — никогда не лгать. Им задавали вопрос — и они старались ответить не по обстоятельствам и расчёту, а как сказал бы Сам Христос или пророк Божий Давид.

Тех, кто полагает правду в основу жизни, называют праведными — как праотца Авраама, оставшегося на все века примером внутренней честности.

Псалмопевец призывает праведных к радости: радуйтеся, праведнии. Если радость появляется в сердце человека, она передаётся другим людям, хотя окружающие могут не знать, от чего происходит это внутреннее ликование.

Мы по-человечески радуемся своим малым успехам, удачным приобретениям, похвале. Родился у меня сын или внук — ну как не порадоваться? Это понятно и не предосудительно. А пророк Давид призывает к радости о Господе. Почему? Всё даёт нам Бог: жизнь, благоденствие, процветание. Мы радуемся — и при этом благодарим Его: «Слава Тебе, Господи!»

Что такое похвала в нашем понимании? Это высшее одобрение кого-то: «До чего же человек красив, умён, хорош!» А праведник хвалит Бога: правым подобает именно такая похвала.

Достойно прославить Творца способен тот, кто сопричастен Ему и Его закону. Порой люди принимают благочестивый вид, а душа — связана какими-то преступлениями. Их хвала Богу не нужна: «Неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15: 9).

Исповедайтеся Господеви в гуслях, во псалтири десятиструннем пойте Ему (2). Обычно мы исповедуемся в грехах. Приходим в храм и хотим сбросить тяготу, которая лежит у нас на сердце. Исповедь для этого — самое лучше средство. Люди смиряются, когда осуждают себя и приносят настоящее покаяние.

Но в псалме говорится об ином исповедании, открывающем, чем богат человек: исповедайтеся Господеви. Тут имеется в виду не материальное богатство, а внутренний мир, наполненный святыми размышлениями, переживаниями близости Бога. Пророк Давид призывает праведных людей открыться и показать: такое изобилие может иметь каждый.

Это не похоже на исповедь фарисея. Тот хвалился тем, что он не такой, как прочие грешники, десятую часть своего дохода отделяет на храм (см. Лк. 18: 11—12).

Псалмопевец зовёт: исповедуйтесь в гуслях, во псалтири десятиструннем пойте Ему. Душа, полная радости о Боге, испытывает высокие переживания. И, конечно, музыка помогает полнее их выразить.

Покаянная исповедь, конечно, на гуслях не получится. Хотя подобные песнопения тоже встречаются, например, «На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали…» (Пс. 136: 1).

В Православной Церкви на богослужении не принято использовать музыкальные инструменты. Можно увлечься музыкой и не уловить смысла происходящего. Но в молодости мы с друзьями после службы шли к кому-нибудь домой, разговлялись, пели под гитару или домру псалмы, рождественские стихиры. И это дополняло наши переживания.

А во времена Ветхого Завета на ступенях, ведущих в храм Господень, стояли музыканты и в гуслях, во псалтири воспевали Богу. Картина потрясающая! Люди хотели всеми средствами прославить Творца, выразить любовь к Нему.

Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием: яко право слово Господне, и вся дела Его в вере (3—4). О какой новой песне говорит Давид? Привычные мелодии дороги нам. Но в моменты великого торжества, переживания величия Божия людям хочется найти новые слова, чтобы выразить свои чувства, — воспеть песнь нову.

Человек молится каждый день. Если ему кажется: вот сегодня повеяло каким-то свежим ощущением, — это и есть новая песнь. Она рождается в духовном обновлении и открывает живое представление о Господе. В такой священный момент нельзя допускать лукавства, неуместных, неразумных мыслей.

Христос называет новым то высокое, что не должно закоснеть, стать обыденным. Евангелие — это Новый Завет Бога с человеком. Спаситель даёт нам новую заповедь: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34).

И пророк Давид призывает воспеть новую песню от доброго сердца, намерения, воли: добре пойте Ему. Песня Господу поётся не монотонно, а со восклицанием. Оно помогает выделить возвышенные, особо значимые моменты. Подобный приём усиления звука используют в хорах, при чтении.

Пророк подчёркивает: яко право слово Господне. Слово Господне исполнено правды и всегда является новизной для мира.

Подлинное, целительное слово рождается от избытка веры: «Веровах, тем же возглаголах» (Пс. 115: 1). Вера — прямое единение с Богом. Через неё человек чувствует милость и хочет прославить Создателя: и вся дела Его в вере.

Господь любит милость и суд: Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля (5). Милость неотъемлема от самого образа Божия и в высшей степени присуща только Ему. Она уподобляет нас Творцу. Поэтому Христос, ссылаясь на древнего пророка, сказал: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13).

Суд — начало справедливости, возможность отделить правду от лжи. В Израиле был период, когда народ обходился без царей, а избирал себе судей — людей честных, правдивых.

Господь любит беспристрастный суд. Но без милости он — как пища без соли. Апостол писал: «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2: 13). В Священном Писании даны очень точные определения.

Господь многомилостив и долготерпелив: милости Господни исполнь земля. Творец не наказывает грешника сразу, а ждёт, чтобы он пришёл в разум, понял свою неправду, исправился.

Бог проявляет милость в слове: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (6). И сразу вспоминается, как Бог творил землю. Изрёк: «Да будет!» — и небеса утвердишася: возникло небо, засиял свет (см. Быт. 1).

Слово Господне держит видимый и невидимый мир. Словом мы называем Спасителя Христа и помним, что Он сказал: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лк. 21: 33).

Сами небеса открывают нам неизменные законы Божии. Творец произносит слово — и Дух Божий его осуществляет: и духом уст Его вся сила их. Вот тайна Святой Троицы.

Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны (7). Когда самолёт летит над океаном, вверху и внизу видна только синяя бездна. Потрясающее впечатление! Но перед лицом Божиим всё это величие незначительно: словно воду собрали в мехи — шкуры животных, которые в древности использовали как сосуды. Спаситель говорил о них притчу: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие» (Мк. 2: 22).

Есть такая поговорка: «Чем глубже спрячешь, тем лучше сохранится». Во времена пророка Давида никто не мог предположить, что в сокровищах бездны — в глубинах земли Господь полагаяй (положил) нефть, газ, алмазы. Но люди духовные знали: «У Бога всего много». Сокровища лежат, когда-то Он позволит их открыть и использовать.

Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней (8). Здесь слово убоится означает удивится, будет трепетать. Картина, нарисованная пророком Давидом, невольно вызывает благоговение, благодарение, изумление: «Господи, кто же мы, вся земля, — перед Твоим лицом? Что значим?» И тут мы понимаем, до чего же узко думаем о мире — в нас и вокруг!

И от Негоже да подвижутся — придут в трепет вси живущии по вселенней. Почему? Пророк Давид снова мысленно возвращается к грандиозной картине творения мира и даёт ответ: Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася (9).

Реставратору надо долго работать над старыми иконами. А для Бога нет трудностей: Той рече, и быша. Вдруг за одну ночь в храме обновились, засияли три старых образа. Возникло такое мягкое, доброе чудо: Той повеле, и создашася.

А дальше Давид обращается к человеческому обществу: Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей (10). Советы — это обсуждение совместных действий. Чем сильнее империя, тем больше у неё планов. Господь даёт им осуществиться, если они не противоречат Его замыслам.

Но бывает, что у языков — народов, не знающих истинного Бога, появляются горделивые желания. Например, соорудить столп до небес. Творец разоряет подобные стремления: на строителей башни сошёл Дух Божий — и они заговорили на разных языках, перестали понимать друг друга, разошлись в разные стороны.

От общей картины жизни народов Давид переходит к отдельным личностям: Господь отметает же мысли людей. Бог противится человеческой гордыне — и не даёт ей до конца осуществиться. Приводит к краху и отметает советы князей.

Слово советы повторяется три раза — словно специально для нас! Ещё недавно в нашей стране были одни только советы — и вот их нету.

Мысль пророка переходит на другой уровень: Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род (11). В Священном Писании есть свидетельство о Предвечном совете: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1: 26). С Кем Он советовался? Тут нам открывается тайна Святой Троицы: Господь един по природе, но троичен в Лицах.

А дальше: помышления сердца Его в род и род. Нам дорог и понятен поэтический образ сердца Его — сердца Бога, то есть средоточия жизни Господа. В человечестве из рода в род осуществляются помышления сердца Его. То, что определил Своей премудростью Божественный совет, непременно сбудется — помимо нашей воли. На этом основана вера.

Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избрал в наследие Себе (12). Пророк Давид изобразил тайны Божественной и человеческой жизни. Теперь он восклицает: как же счастлив народ, у которого есть Господь — Бог, избравший его наследником всех Своих богатств! Царь Давид чувствовал это блаженство.

С Небесе призре Господь, видя вся сыны человеческия (13). Небесный Промысл подобен солнцу: за сутки оно обходит и освещает всю землю.

Но в небе полно ещё и спутников. Когда-то говорили, будто они на три метра всё видят в глубине земли. А для Господа ни в ком из нас нет ничего тайного. Все мы Ему открыты: От готоваго жилища Своего призре на вся живущия на земли (14). Жилище Божие — в неприступном свете. Оттуда Господь призре — взирает, бережёт, содержит человечество.

Нас поражают достижения науки, искусства, техники. Великие таланты даны людям. Но мы не способны постичь, какие неизмеримые возможности есть у Бога. И называем Его Всеведущим.

А многоочитии херувимы — с множеством очей? Они же всё видят! И Господь восседает на них. Меня всегда поражает этот образ. Бог сотворил мир — и в Своей благости властвует над ним, любит землю.

Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их (15). Любого человека Господь создал наедине — как единственную личность. Иногда в семье бывает много детей — и все разные. Я смотрю на внуков: у каждого — своя воля, миропонимание, самоощущение. Они по-особому себя выражают, подбирают для этого слова.

Мы стоим перед Богом — и Создатель видит все наши дела: разумеваяй на вся дела их. «Насадивший ухо не услышит ли? И образовавший глаз не увидит ли?» — вопрошал Давид в другом псалме (Пс. 92: 9).

Не спасется царь многою силою, и исполин (великан) не спасется множеством крепости своея (16). Тут пророк Давид, конечно, говорит о собственном опыте. Он вёл много войн и знал: всегда его спасал Бог.

Дальше — о том же: Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется (17). Это очень глубокая мысль:  лож конь во спасение. Если кто-то надеется, что конь спасёт его во время сражения, то обманется. Но и ложь не станет конём спасающим.

Не один раз видел царь Давид, как в бою погибали всадники: во множестве же силы своея не спасется. События развиваются непредсказуемо. И те, кто надеется не на Бога, а на силу техники, обычно проигрывают.

И снова повторяется: Се очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его (18). Глаза Господни обращены на тех, кто имеет страх Божий и уповает на Его милость.

Людям необходимо благоговеть перед Творцом, молиться Ему. И Он избавит от смерти человеческие души, напитает во время бедствий — голода, эпидемий, когда, казалось бы, не остаётся никакой надежды на жизнь: Избавити от смерти души их, и препитати я в глад (19).

Всё дело в вере. Если человек верит Господу, чает Его, стремится познать, Бог становится ему Помощником и Защитником: Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть (20).

Всякий, кто видит действие спасающей силы Божией, радуется и укрепляется в вере. Всё больше и больше прославляет Господа: Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом (21).

В конце псалма пророк Давид обращается к Самому Богу, Который внимает его святому исповеданию: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (22). Эти слова выражают искреннее желание человеческой души. Они вошли в наши вечерние песнопения: пусть милость Твоя всегда будет на нас, уповающих на Тебя. А упование — это не только надежда, но и твёрдое убеждение: милость Твоя да будет с нами!

Протоиерей Георгий БРЕЕВ