ДАР ЗЕМЛИ

«Небеса поведают славу Божию!» (Пс. 18: 1). Это знает поэзия, это знает вера. И потому в Рождестве Христовом поэзия и вера видят не только пришествие Христа, но и встречное движение к Нему мира: звезда, пустыня, пещера, ясли, пастухи,.. волхвы. И как лучезарная сердцевина, как скрещение и полнота всех этих движений — Дева Мария, лучший, самый прекрасный плод, Божественный цветок мироздания. «Ты даёшь нам по любви Твоей Сына Твоего, — как бы говорит вера Богу. — Мы в нашей любви даём Тебе Марию, Деву Мать, чтобы Сын Божий мог стать Сыном Человеческим, быть одним из нас и нас в Себе соединить с Богом».

Евангелие говорит: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (см. Ин. 3: 16). Церковь отвечает: «Так возлюбил мир Бога, что отдал Ему Ту, в красоте и чистоте Которой раскрывается глубинный смысл, глубинное содержание мира…»

Божественна красота Рождественской ночи. И в самом сердце её — ослепительный свет, исходящий от образа Матери с Младенцем на руках. Всё то, что распалось в грехе, злобе, гордости человеческой, снова соединено: небо и земля, Бог и человек, природа и дух. Мир становится хвалой, слова — любовью и песнью, материя — даром, природа — яслями. Та любовь, которой Бог извечно возлюбил мир, и та любовь, которой на последней глубине своей извечно любит мир Бога, соединились, и исполнились, и воцарились в образе Девы Марии…

Протоиерей Александр ШМЕМАН 

8 января — Собор Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии