ПСАЛОМ ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ


В конец, псалом Давиду, 39 (1)
. Тут в заглавии дано указание руководителю хора: исполнять псалом надо в конце Богослужения.

Слова псалма очень глубоки и обращены ко всем будущим людям и народам. Пророк Давид предался терпению: Терпя, потерпех Господа, и внят ми (внял мне), и услыша (услышал) молитву мою (2).

Нам трудно понять меру этого терпения, умноженного на терпение: Терпя, потерпех Господа. Мы не видим его смысла: какое-то время потерпим, потом бунтуем. Но Давид понимал, в чём состоит воля Творца: терпеть надо — во славу Божию.

В Евангелии Спаситель говорит: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Даже пословица в народе родилась: «Без терпения нет спасения». А преподобный Амвросий Оптинский повторял: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я». Просто и мудро.

В терпении перерождается природа нашего разума, собирается, приходит в правильное устроение душа. Если мы живём в сплошном празднике и не лишены никаких благ, наше представление о жизни бывает неверным. Трудные условия становятся для человека полезной средой. Он начинает понимать: грех очищается в первую очередь страданиями, болезнями.

Терпение украшает нас, делает мудрыми, внимательными к людям. Мы видим, как всем непросто, готовы помочь другим. В этом совершается воля Божия: человек живёт не для себя, а чтобы прославлять Господа и любить ближнего своего.

Готовность пророка терпеть до конца привела к желаемому результату: Господь внял его искреннему терпению, без озлобления, лукавства: и внят ми. Услышал молитву — и услыша молитву мою. О чём она? Чтобы Бог простил грехи, укрепил, не оставил Давида до самого конца, дал уповать на Него, твёрдо принимать всё, что Им ниспосылается.

И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя… (3). Тут пророк оглядывается на путь испытаний, пройденный им достойно. Господь возвёл его от рова страстей.

В Священном Писании ров — место захоронения умерших. Страсти — те причины, по которым человеческий род подвергся тлению и смерти. Происходят они изо рва страстей. Каким образом? Люди очень связывают себя земными, временными интересами и наслаждениями. Мы любим нашу мать-землю, называем нежными словами. Но материальная природа опасна: даже самые умные и благочестивые могут прилепиться к ней и направить духовные силы к тому, что ниже ценности человеческой души. Она перед Богом дороже всех сокровищ земного мира (см. Мф. 16: 26).

Ров страстей — образ, заимствованный из природы. Царь Навуходоносор держал во рву львов и приказал бросить к ним пророка Даниила, чтобы хищники растерзали его. А ров страстей, как дикий зверь, грызёт людей изнутри.

Давид просит Бога возвести его и от брения тины — из болота, трясины. Там нет опоры для ног, и человека затягивает в пучину. Не так страшно погрузиться в чистую воду, как в брение тины — болотного тления.

Когда люди духовно тяжко больны, они ослабевают. Но Господь исцеляет грехи — и сила, уверенность возвращаются. Человек может твёрдо стоять, мыслить, быть хозяином положения.

Давид видит: Бог избавил его от опасностей и поставил ноги на твёрдый камень — и постави на камени нозе мои. Это образ крепости, которая открывает возможность трудиться, осуществлять замыслы. А опора для ноги — стопа. Широкая, устойчивая. Благодаря ей мы можем ходить, не колебаться: и исправи (верно направил) стопы моя.

…и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа (4). Пророк Давид восстал из праха, омертвелости — и душа у него поёт. Песни бывают грустными, лирическими, победными. А тут звучит новая песнь Творцу. Душа ликует: она принадлежит небу. Бог вернул ей общение с Ним. Давид чувствует духовное обновление, здоровье, торжество.

Песнь и пение — вроде бы одно и то же. Но песнь заканчивается, а пение Богу нашему — это непрестанное состояние: в душе созревают высокие чувства и наполняют её.

Чудное изменение души, описанное пророком, станет достоянием многих людей: Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Вот в чём смысл Псалтири: то, что пережил Давид, находит в нас живой отклик.

Пророк показал грань жизни и смерти — подлинно, с силой. Создатель вёл Давида и даже, казалось бы, безысходную трагедию обратил в торжество. Люди узрят — увидят это и убоятся. Но им откроется и великий промысл Божий о человеке. И непременно пробудится уверенность: Бог никого из нас не оставит в трудных, страшных состояниях: и уповают на Господа.

А дальше пророк говорит о своём опыте: Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная (5). Блажен муж, который уповает на имя Господне и не принимает суету и неистовства ложные.

Давид лицом к лицу встретил страшнейшее испытание и понял: он всё пережил благодаря надежде на Создателя, вере в Его промысл. Блажен муж — любой человек, уповающий на имя Господне. Оно неотъемлемо от Самого Творца и предшествует Его постижению. Открывает нам дверь в сокровищницу свойств Господа. Эти свойства трудно понять, но в Священном Писании Создатель даёт людям знание, что Он Сущий (всегда существующий), Всевышний, Всемогущий, Бог воинств. Это приносит нам радость и уверенность.

Блажен и тот, кто не смотрит на суету, неистовства лживые: и не призре в суеты и неистовления ложная. Когда человек страдает, он ищет этому причины. И часто его представления о происходящем являются тщетой, пустотой, суетой. Даже вводят в ложную экзальтацию — неистовления ложная, как в древних языческих храмах. Там люди впадали в состояние неистовства.

Вспомним, как пророк Илия предложил языческим жрецам принести жертву Богу. Они произносили заклинания, но огонь на их жертву не сходил. И жрецы начали себя колоть ножами и копьями. Зачем? Чтобы через физическое насилие над своей природой вроде бы вызвать те силы, которые осуществят их желания, покажут, что они не обманщики, у них есть бог.

Человек, уповающий на Бога истинного, не входит в суету и мечтательность, тем более — в крайности оккультизма. Пророк Илия даже усложнил задачу и полил водой свою жертву и дрова под ней. Потом помолился Богу — и с неба сошёл огонь. Жертва была принята (см. 3 Цар. 18: 25—38).

Много сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа (6). Много сотворил Ты, Господи, Боже мой, чудес Твоих… Тут Давид от личных переживаний переходит к обобщению. Он потерпел — и Создатель открыл ему небесные тайны: и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе — и помышлениями Твоими никто не уподобится Тебе. Ни одно создание не может приблизиться к тому, как Бог видит мир, прозревает суть и состояние Своего творения, понимает жизнь каждого человека.

Давид об этом возвестих и глаголах — возвестил и говорил. Он восхваляет Творца, Его Божественный промысл и чудеса, которые невозможно исчислить: умножишася паче числа.

Пророк Давид потерпел, принял от Бога всё, что было суждено, внутренне очистился. Господь воззрел на его кротость, смирение и дал ему великие откровения о приходе Христа: Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси (7). Жертвы и приношения Господь не восхотел. Об этом же Давид говорил в пятидесятом псалме: «не благоволиши» (Пс. 50: 18). Бог открывал людям: жертва — неотъемлемый вид служения Ему, но она только символ. И апостол Павел писал: кровь козлов и тельцов не очищала человека от греха (см. Евр. 9: 9—10,12).

Многие были готовы что-то оторвать от себя и отдать Богу. В Библии иногда перечисляется количество жертв, принесённых по тому или иному случаю. Оно потрясает: закалывали тысячи животных, целые стада. Но Творец в этом не нуждается. Потом в Евангелии Господь скажет: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13).

И в псалме таинственно предуказано: искупление человеческого рода произойдёт через ту Жертву, которую принесёт воплотившийся на земле Единородный Сын Божий. Очистить человечество от греха могла только Его Кровь. А тело Он получит от Пречистой Девы Марии — действием благодати Духа Святого: тело же свершил (составил) ми еси.

Архангел Гавриил благовестил Боговоплощение Пречистой Деве Марии, праведному Иосифу. Он говорил не от себя, а был посланником и передавал людям волю Создателя: Мессии надо дать имя Иисус, что значит «Бог Спасающий» (см. Лк. 1: 26—37; Мф. 1: 21).

И снова пророк повторяет: всесожжений и о гресе не взыскал (не требовал) еси. Обычно ветхозаветные священники частично сжигали жертвенных животных, а остатки шли в пищу служителям храма. Но иногда жертва сжигалась полностью. Всесожжение было символом: человек отдаёт Богу всё, у него нет никаких расчётов и выгод для себя или других. Твоё, Господи, возвращается к Тебе!

Но Давид понимает: Господу не нужны всесожжения. Зачем они Тому, Кто создал весь мир? Пророк Исаия говорил от лица Творца: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих… Ибо всё это соделала рука Моя…» (Ис. 66: 1—2).

Пророчество о Мессии продолжается: Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: (8). Понятие тогда рех (сказал) — вневременно, как вне времени произнёс Творец: «да будет свет», «да будет твердь» (см. Быт. 1: 3, 6).

В псалме от лица Бога Вседержителя исходит обещание: се прииду — приду. И святые отцы воспринимали это как Предвечный совет Святой Троицы о Христе. С другой стороны, здесь явно звучит и Само Слово, Которое было у Бога и было Богом (см. Ин. 1: 1).

Изначально Бог рех, и в Библии — в главизне книжне запечатлено это откровение: писано есть о мне. Вспомним, как воскресший Господь упрекал учеников на пути в Еммаус: «о несмысленные и косные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (см. Лк. 24: 25). Пророчества никогда не произносились по человеческому желанию, а исходили от Самого Творца. Это подчёркивал апостол Пётр (см. 2 Пет. 1: 21).

В Святой Троице нет разделения. Мессия пришёл на землю по воле Небесного Отца:  …еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего (9). В слове восхотех — восхотел отразилось единство воли Бога Отца и Бога Сына. Христос в высшей степени принял и стремился выполнить эту волю: еже сотворити волю Твою, Боже мой. Потому что закон Твой посреде чрева моего — посреди, в самом центре, Его суть.

Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси (10). Воплотившийся Господь начал Своё общественное служение и благовестих правду — благовествовал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 5: 17). Он обращался к церкви ветхозаветной — в церкви велицей. Проходил по городам, посещал синагоги — духовные училища, где каждый мог толковать Священное Писание.

Спаситель никогда не прекращал благовестия: се устнам моим не возбраню. Из Его уст, как из источника живой воды, изливалась Божественная премудрость, научавшая и просвещавшая людей. Всё это видел Отец: Господи, Ты разумел еси. Через Сына действовала Его воля.

Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа (11). Правда — это закон Божий. Христос не скрыл её в Своём сердце, Он приносил истину Твою каждому человеку, и Сам был благодатью и истиной (см. Ин. 1: 14). Говорил о том, что спасает только Бог: и спасение Твое рех. Не скрывал, что Создатель милостив, что Он Истина: не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа — от многих людей.

Спаситель проповедовал всю Свою земную жизнь. Днём, вечером, ночью, на море, в долинах, среди гор Он приобщал людей к Божественному откровению.

Из Евангелия мы знаем: Христос часто удалялся в пустынные места и там молился (см. Мф. 14: 23). О чём Он просил Отца? На этот вопрос отвечают псаломские слова: Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну (всегда) да заступите мя (12).

Спаситель имел Божественную и человеческую природу. Он любил называть Себя Сыном Человеческим и молился о Себе как о Человеке. Просил Отца Небесного не удалять от Него Своих щедрот, милости, чтобы через Христа они стали достоянием всех людей.

Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя (13). Тут псалом говорит о страданиях Господа. В течение всей земной жизни Спаситель слышал клевету, угрозы, поношения: Яко одержаша мя злая, имже несть числа — окружали Его злые люди, которым нет числа.

Как Искупитель Господь знал: Ему надо испить чашу грехов всего мира. Эти беззакония настигли Его: постигоша мя беззакония моя. Безгрешный Христос содрогнулся, Он не мог даже смотреть на них: и не возмогох зрети. Грехов было много — больше, чем волос на голове: умножишася паче влас главы моея. Сердце Его не принимало этой чаши и замирало: и сердце мое остави мя.

Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми (14). Благоволи, Господи, избавить меня: вонми — услышь и помоги мне.

Человеческая природа в Христе обожена — соединена с Его Божеством. Господь всегда просил Отца о людях, приходивших к Нему. Но в Гефсиманском саду накануне крестных страданий Он молился за Себя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).

Дальше в псалме идёт защитительная молитва, выражающая скорбное состояние страждущего Мессии. Она начинается ударным да — да будет: Да постыдятся и посрамятся вкупе (все) ищущии душу мою изъяти ю (отнять её), да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая (15). Многие были убеждены: Спаситель достоин смерти, потому что назвал Себя Сыном Божиим. Даже к распятому Мессии они обращались с насмешкой: как же Ты, Царь Иудейский, терпишь такое? Если Ты Христос, сойди с Креста — и мы в Тебя поверим (см. Мф. 27: 39—43).

Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже (16). Да будет сразу же стыдно глаголющим мне: добро, добро — всё происходит правильно.

Пророк Исаия говорил о Христе: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились»  (Ис. 53: 3—5).

Когда люди увидели, что Христос страдал невинно, они тут же приняли студ свой и даже «устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (см. Мф. 27: 54).

Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну (говорят всегда): да возвеличится Господь, любящии спасение Твое (17). Подобными словами завершается несколько псалмов. Давид показывает: человеческая жизнь — это путь. Тот, кто на этом пути познал Бога, будет иметь радость, которая не отнимется от него: возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе. И, конечно, тайна невинных страданий Христа приведёт в умиление душу: да возвеличится Господь. Люди обретут Бога, будут славить и благодарить Его за спасение Твое.

Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни (18). Давид получил Божественные откровения, которые не были даны никому в мире. Почему? Пророк всегда был кроток, смирен сердцем: Аз же нищ есмь и убог. Нищий и убогий ничего не значат в человеческом обществе, но Создатель благоволит к ним: Господь попечется о мне. И Он возвеличил царя и пророка Давида.

Псалмопевец просит: Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни — никогда не медли, когда нужна Твоя помощь и защита.

Этот чудесный и неизмеримо глубокий псалом можно назвать мессианским. Духовная жизнь — всегда искание того, что потерял. А потеряли мы основное — Бога. Блаженны ищущие Его. И когда-нибудь Господь скажет каждому из нас: «Ты, заблудившийся среди двух деревьев, приди ко Мне!»

Протоиерей Георгий БРЕЕВ