СЕМЕЙНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЕ — 25 ЛЕТ!


Дорогие читатели! Нашей газете исполнилось 25 лет. О встречах и открытиях этого времени рассказывается в новой книге Наталии Голдовской «А поговорить?..». Продолжаем публиковать отрывки оттуда (начало в №№ 7—12. 2018).

ДВА СЕРАФИМА

«Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником в небольшой церкви за Румянцевским музеем, — вспоминал священномученик митрополит Серафим (Чичагов), — мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда ещё не прославленного, и когда наступило лето — поехал туда. Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Я провёл там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался преподобный Серафим. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о преподобном Серафиме, так заботившемся о дивеевских сёстрах.

Игумения приняла меня очень приветливо, много со мною беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного: две старицы и монахиня Пелагея. Особенно хорошо помнит его Паша, пользовавшаяся любовью преподобного и бывшая с ним в постоянном общении. Я выразил желание её навестить, чтобы услышать что-нибудь о преподобном из её уст. Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошёл к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная) воскликнула:

Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления.

Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым императором. Я не могу сделать то, о чём она меня просит.

На это Паша сказала:

Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный».

Автор этих строк в тот момент был священником Леонидом Чичаговым. Он вернулся в Москву, раздумывая над услышанным. И однажды понял, что надо написать летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, «напечатать и поднести императору, чем и будет исполнена воля преподобного, переданная мне в категорической форме Пашей. Такое решение ещё подкреплялось тем соображением, что царская семья, как было известно, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги богословского содержания, и я надеялся, что и моя книга будет прочитана».

И вот отец Леонид снова в Дивееве. Расспрашивает очевидцев, изучает архивы.

«Возвратившись в Москву с собранным материалом о преподобном Серафиме, я немедленно приступил к своему труду. Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем. Летопись была издана в 1896 году и преподнесена государю, что повлияло на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима».

Синод, как известно, возражал против канонизации саровского святого. Смущало то, что мощи преподобного не сохранились нетленными, остались только «косточки». Что, впрочем, сам он и предсказал. И влияние императора сыграло тут решающую роль.

«По окончании летописи, — вспоминал священномученик Серафим (Чичагов), — я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил наконец труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошёл преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение — так всё было просто и реально. Но каково же было моё удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за Летопись. Проси у меня всё, что хочешь, за неё».

С этими словами он подошёл ко мне вплотную и положил руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».

Официальные торжества по прославлению преподобного Серафима Саровского состоялись в 1903 году в присутствии царской семьи, при огромном стечении богомольцев.

А через тридцать четыре года в подмосковном Бутово был расстрелян один из иерархов Русской Православной Церкви митрополит Серафим (Чичагов). Как и преподобный Серафим, он причислен к лику святых. И теперь они вместе в вечности — два Серафима, два пламенных молитвенника за нас с вами.

КТО ЭТО?

Священник вышел говорить проповедь и напомнил слова Евангелия, которое читали в этот день: «И когда вошёл Он в лодку, за ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры, и море повинуются Ему?» (Мф. 8: 23—27).

Батюшка помолчал.

Вот всегда так, — сказал он. — Как случится беда, сразу кричим: «Господи, помоги!» А когда беда прошла, начинаем рассуждать: «Может, это случайность? Может, Бога нет?..»

Не потому ли спрашивал Господь, за кого принимают Его люди? Это очень важно.

15 января — память преподобного Серафима Саровского, чудотворца