В 2005 году Святейший Патриарх Алексий II наградил несколько женщин-педагогов орденом Святой равноапостольной великой княгини Ольги. За сохранение православных традиций в образовании. После церемонии награждения они перезнакомились — и решили не терять друг друга из вида. Потом взяли телефонный справочник, нашли единственный в Москве храм-крестильню в честь Равноапостольной Ольги. Стоит он во дворе церкви Вознесения Господня за Серпуховскими воротами
— Ты среди нас одна Ольга, — сказали Ольге Владимировне Гавриловой. — Вот и звони настоятелю!
ПРИХОДИТЕ!
И Ольга Владимировна позвонила протоиерею Константину Татаринцеву. Он пригласил:
— Приходите! Буду очень рад, если вы полюбите это место и будете иметь о нём доброе попечение.
Приехали они на Благовещение. Батюшка привёл их в храм-крестильню. Вовсю шли ремонтные работы, всё было завалено цементом. Отец Константин говорил:
— Храм, прежде всего, должен жить, должны быть Богослужения. А Господь и святая княгиня Ольга управят.
С того дня каждую среду в 19 часов там стали служить водосвятные молебны с акафистом равноапостольной Ольге. А она, конечно же, всё управила — самым удивительным образом.
ОБЩЕСТВО
Довольно скоро появилась идея создать Общество во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги. Объединить людей, носящих её имя и награждённых её орденом.
Председателем выбрали Ольгу Владимировну Гаврилову — всё по тому же несокрушимому принципу:
— Ты среди нас одна Ольга!
Родилось новое дело — и появилось новое слово: ольгинцы. Они понимали, как мало знает наш народ о великой родоначальнице христианства в Русской Земле. Что тут могут педагоги? Самое главное: давать знания.
— Мы не искали себе задач, — вспоминает Ольга Гаврилова. — Они сами приходили через людей, обстоятельства. Начались встречи с молодёжью, беседы, лекции, паломнические поездки. А в 2008 году нам предложили провести Ольгинские чтения.
ЧТЕНИЯ
Это уже мероприятие серьёзное. Даже на первый взгляд. Нужны выступления, интересные и разные. Надо составить и напечатать программу. Организовать чаепитие для гостей. А у ольгинцев — никакого финансирования.
— Только наши зарплаты да пенсии, — смеётся Ольга Владимировна.
Проще всего оказалось с помещением — его предоставил храм. И чтения состоялись.
Ольга Владимировна держит в руках симпатичные сборники. Их название объясняет задачу чтений: «Духовное осмысление жизни и деяний святой равноапостольной великой княгини Ольги».
Много исторических открытий сделали за эти годы ольгинцы. И в России, и за её пределами.
ИМЯ ЦАРСКОЕ
Ольгинцы не стремились выходить на международный уровень. Задача опять нашла их. И Ольга Владимировна не перестаёт удивляться этому:
— К нам пришла преподаватель Свято-Тихоновского богословского университета и рассказала, что в Штутгарте 24 июля, в день памяти святой равноапостольной Ольги, проходят торжества в честь их королевы Ольги.
Оказывается, дочь императора Николая I вышла замуж за будущего короля Вюртемберга Карла I. И стала королевой.
Ольгу Николаевну называли виртуозом благотворительности. В Штутгарте, столице королевства, она построила госпиталь, гимназию, создала курсы сестёр милосердия. Воспитывал её человек высочайшей нравственности — Василий Андреевич Жуковский. Королева писала учителю: «Там любят русское имя, и Вюртемберг соединён с нами многими узами».
Ольгинцы убедились в этом. В Штутгарте их принимал приход храма в честь Святителя Николая. Настоятель протоиерей Илья Лимбергер в день именин королевы Ольги служит панихиду на её гробнице. Потом проходит историческая конференция. И завершается праздник концертом в старинном замке.
— У нас тогда были пятые Ольгинские чтения, — рассказывает Ольга Владимировна, — а у них — пятая конференция, посвящённая королеве Ольге. Мы провели их вместе.
ЮБИЛЕЙ
В этом году исполняется 1050 лет со дня блаженной кончины равноапостольной Ольги.
— Нам хотелось привлечь к юбилею общее внимание, — говорит Ольга Владимировна Гаврилова.
А протоиерей Константин Татаринцев, духовник Ольгинского общества, добавляет:
— Мы должны быть очень благодарны великой княгине Ольге. Она указала нам дорогу, по которой очень достойно прошла сама. К сожалению, ей посвящено мало храмов. Имя этой святой у нас не прославлено, как должно.
И ольгинцы написали письмо Святейшему Патриарху Кириллу. Гаврилова выступила в Общественной палате, рассказала о первой русской святой. Начала с величания, в котором наша Церковь так тепло прославляет её: «Величаем, величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры православныя народу своему предвозвестившую».
Подготовка к юбилею ещё раз показала, как любят Ольги свою небесную покровительницу. В Санкт-Петербурге, в Государственном музее истории религии, Ольга Семёновна Хижняк подготовила выставку «Святая великая княгиня Ольга и династия Рюриковичей». Московские ольгинцы вместе в отцом Константином ездили на открытие.
— Мы предложили тиражировать эту выставку в электронном виде, — говорит батюшка. — Уже провели её в Кисловодске. Туда тоже ездили.
— А недавно были в Кашине, — улыбается Ольга Владимировна.
КАШИНКА-РЕЧКА, ПОКАЖИ СЕРДЕЧКО!
Ехали в Кашин целый день — «окольными» путями. По дороге заезжали в старинные монастыри.
— Как Русь молилась! — восклицает Ольга Владимировна. — И все эти обители, храмы — плоды духовного выбора великой княгини Ольги.
В Вырицах, на родине преподобного Сергия Радонежского, их встретили торжественным колокольным звоном.
— Почему? — недоумевали ольгинцы. И очень смеялись, когда узнали, что попали на конкурс звонарей.
— Внутри Кашинского Кремля река Кашинка делает изгиб — и получается сердечко, — рассказывает отец Константин. — На нём было тридцать три храма. А на весь этот маленький город — почти сто храмов, несколько монастырей.
Покровительница города святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская и её супруг благоверный великий князь Михаил Тверской — прямые потомки равноапостольной Ольги. Тоже из рода Рюриковичей.
— Когда кашинцы это узнали, они решили провести выставку у себя. Занималась ею Ольга Александровна Никитина. Как же было интересно, радостно! — вспоминает Гаврилова.
Да ещё отец Константин привёз частичку мощей святой равноапостольной Ольги. И все смогли к ней приложиться.
ОТ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК ХОРОШЕЕТ
— Ваша жизнь изменилась с тех пор, как появилось Ольгинское общество? — спрашиваю Гаврилову.
— Эти четырнадцать лет у меня — самые счастливые. Они прошли очень быстро. Было много интересных встреч, событий. Меня выбрали в правление Международной общественной организации «Союз православных женщин». Мы теперь проводим общие мероприятия.
— Ольга Владимировна похорошела, — считает отец Константин. — Древнегреческий философ Прокл говорил: дух созидает форму. Когда человек возгорается любовью к нашей истории, княгине Ольге, духовной жизни, он обязательно хорошеет.
Верно. Мы же всегда удивляемся, когда рассматриваем старые фотографии. Лица наших верующих предков спокойны, значительны, красивы.
РОДОСЛОВНАЯ
И тут отец Константин предложил мне посмотреть целый фотоальбом. Батюшка собрал его недавно, когда стал заниматься своей родословной.
— Радость открытия предков питает человеческую жизнь, — уверен он. — В моём роду оказалось много священников: Любимовы, Воскресенские, Катковы, Ждановы. Когда восстанавливаешь эти веточки генеалогического дерева, появляется удивительное чувство сопричастности к своему роду. А когда выстраивается древо, возникает внимание к тому, кто является основоположником рода. Он задал вектор бытия семье, её ближайшему окружению. В роде христианском великая княгиня Ольга является для нас доброй праматерью. Она приняла христианство, молилась за нашу землю. Её молитва позволила со временем взойти росткам веры — и они стали нивой, в которой столько святости.
Это открытие привело отца Константина к выводу:
— Ручеёк начинает пробивать себе дорогу — и очень важно, что у него за спиной: большая лужа, которая скоро высохнет, или источник, который бьёт из глубины земли. Этот источник позволяет ручейку стать великой рекой. Так же происходит и с людьми. Княгиня Ольга не побоялась принять христианство. Для неё это был духовный скачок. На чтениях мы разбирали молитву святой Ольги, которую почему-то называют молитвой вдовицы. Там нет ничего близкого к переживаниям вдовицы, а звучит печаль, что она одна, вокруг нет людей её мироощущения, верных Богу. Так в чём же тогда её равноапостольность, если она одна — и плачет об этом?
— Как вы ответили на этот вопрос? — спрашиваю отца Константина.
— Этот плач уже говорит о равноапостольности. Если пшеничное зерно упадёт в землю и не умрёт, оно останется одно, а если умрёт, принесёт плоды (см. Ин. 12: 24). Слёзы великой княгини пробудили зерно, появился стебелёк, на котором выросло во сто крат больше зёрен. И внук Ольги — великий князь Владимир не просто обрёл веру, а принёс для всей Русской Земли.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА
Память блаженного преставления к Богу святой равноапостольной Ольги широко отмечается в этом году. Тут ольгинцы постарались от души. А их высокая покровительница, как всегда, всё управила.
XII Ольгинские чтения пройдут в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Завершатся большим концертом, подготовленным Международной общественной организацией «Союз православных женщин». Как приношение первой русской святой.
Равноапостольную Ольгу называют у нас начальницей веры, корнем Православия. Наши предки умели находить точные, из глубины идущие слова и определять ими самую суть жизни. Но ведь это — наши предки. Мы их наследники. Будем помнить об этом и с благодарностью принимать наследство.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ