СЕМЕЙНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЕ — 25 ЛЕТ!


Дорогие читатели! Нашей газете исполнилось 25 лет. О встречах и открытиях этого времени рассказывается в новой книге Наталии Голдовской «А поговорить?..» Продолжаем публиковать отрывки оттуда (печатается с № 7 за 2018 год).

НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ

Когда-то во Фландрии среди песчаных дюн стоял большой деревянный крест. На нём были вырезаны слова: 

Я Свет, а вы не видите Меня.

Я Путь, а вы не следуете за Мной.

Я Истина, а вы не верите Мне.

Я Жизнь, а вы не ищете Меня.

Я Учитель, а вы не слушаете Меня.

Я Господь, а вы не повинуетесь Мне.

Я ваш Бог, а вы не молитесь Мне.

Я ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.

Если вы несчастны, то не вините Меня.

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ОЛЬГА

Увлёкся охотой молодой князь. А тут — река. И хочется ему на другой берег. Но переправы нет. Видит — лодка плывёт.

— Сюда! — повелительно крикнул Игорь.

И чёлн причалил к берегу. Князь и не смотрит на гребца. Командует:

— Быстрей!

Вдруг — ба! Да перед ним девица. Красавица. Глаза ясные. Сила недюжинная.

И вырвались у него слова грязные, унизительные. А девица голову вскинула, так ответила, что князь покраснел от стыда за свою наглость. Прощения попросил. А потом, как водится, заслал сватов к красавице.

Так гласит предание. А в «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец отметил кратко: «В год 6911 (903). Игорь вырос… и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу».

Несколько лет прожили они в браке. Как строились тогда отношения в семье? Какова была роль Ольги в управлении государством? Ответа нет. Её имя время от времени всплывает в летописях. Она отправляет послов в другие страны. Рожает наследника престола Святослава.

А князь строит державу. Воюет с соседями. Усмиряет собственных подданных. Особенно много конфликтов с древлянами. Это одно из самых диких племён. «Жили по-скотски, убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды», — говорит преподобный Нестор.

Впрочем, Игорь и Ольга были почти такими же. Язычниками.

945 год. Игорь опять идёт к древлянам. Собирает большую дань — и отсылает дружину в Киев. А сам с малым войском решает вернуться в город Искоростень, «желая ещё большего богатства». И древляне убивают князя. «Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребёнком Святославом…»

Она в возрасте зрелости. Привыкла и умеет властвовать, защищать интересы государства и семьи. Узнав об убийстве князя, вероятно, приходит в ярость. Древляне понимают: пощады им не будет. И решаются на хитрость. Посылают в Киев знатных мужей:

— Дорогая княгиня, мужа твоего мы убили. Его теперь не вернёшь. А ты иди замуж за нашего князя.

Но Игорь был для неё любимым, единственным. Они убили её князя? Значит, сами не сносят голов. Ольга начинает тотальное, изощрённое истребление своих обидчиков, не щадя ни малого, ни старого.

— Мужа моего вы убили, его теперь не вернёшь, — отвечает она послам. — Пойду замуж за вашего князя. А вам окажу великую честь. Завтра придут мои люди звать вас в терем. А вы им скажите: «Не желаем идти пешком, не желаем ехать на коне. Несите нас в ладье!» И понесут.

Ночью слуги Ольги вырыли глубокую яму. Утром понесли послов в ладье через весь Киев. Те сидят, подбоченясь, принимают «великую честь». И вдруг летят вместе с ладьёй на дно братской могилы. Кричат, просят пощады. А их сверху засыпают землёй — заживо, безжалостно.

И тут же княгиня посылает людей к древлянам:

— Иду за вашего князя! Выберите лучших из лучших — и приходите в Киев сопровождать меня.

Древляне выбирают. Как желанных гостей встречают их в столице. Топят баню — чтоб помылись с дороги. И всех в ней сжигают.

А Ольга с войском уже направляется к древлянской земле. Впереди неё спешат гонцы:

— Княгиня близко! Велит возле могилы Игоря приготовить тризну — хочет оплакать мужа.

— А где наши люди? — уточняют древляне.

— За нею идут, чуть погодя.

Пришла она к могиле. Оплакала Игоря. Велела воинам насыпать великий холм. И для древлян, которые пришли к могиле, тоже устроила тризну — застолье. Напоили их, накормили и пять тысяч пьяных изрубили мечами.

Казалось бы, хватит. Но её не остановить. Через год с великим войском пришла Ольга в древлянскую землю. Святослав был с нею. От матери учился искусству войны.

«И когда сошлись оба войска для схватки, — отмечает летописец, — Святослав бросил копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей его коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав ещё ребёнок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». И победили древлян».

Заперлись в городе жители Искоростеня. Всё лето стояла Ольга под его стенами. Наконец послала своих людей к древлянам:

— До чего хотите досидеться? Все ваши города сдались мне, обещали платить дань и уже возделывают нивы. Собираетесь умереть от голоду? Почему не хотите платить дани?

— Мы бы рады, но ты мстишь за мужа.

— Ничего подобного! Я даже большой дани не потребую. Соберите мне от каждого двора по три голубя и по три воробья — и сразу уйду.

Древляне обрадовались. Тут же выполнили требование. А Ольга приказала воинам к ножкам воробьёв и голубей привязать труты в небольших платочках. Когда стемнело, птиц выпустили. Они тут же полетели в гнёзда и голубятни под крышами. От трутов загорелись платочки. Словно огненный дождь пролился на город. Начался пожар. Жители побежали. Их тут же хватали воины Ольги: убивали, забирали в плен. А кого-то и оставили — дань платить. Государство должно быть сильным. Она это понимала.

Всю землю свою разделила княгиня на погосты. С них собирала подати. Упорядочила и строго вела державные дела. Постепенно вводила в них подрастающего сына.

Святослав вырос твёрдым, сильным, удачливым. Любил военные походы. Усмирял соседей и недругов. Весь в отца и мать. А Ольга занялась наконец женскими делами — воспитывала внуков.

Когда человек достигает всего, что ставил себе целью в жизни, он часто приходит в недоумение: а где же главное? То, ради чего стоило трудиться, изнемогать, напрягать силы, убивать врагов? Ведь должен быть смысл — высший, вечный? Истинный Бог?

Как пришла она ко Христу, известно Ему и ей. Но через десять лет после гибели Игоря Ольга поехала в Царьград. «И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь её разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей», — читаем в летописи. Высокая оценка!

Крестил её патриарх Константинопольский. Имя выбрал Елена — в честь равноапостольной царицы. И это знак Божий, Его благоволение. А восприемником был царь.

С чем сравнить Святое Крещение? Словно жил в темноте — и вдруг взошло солнце. Засияла красота мира. Зазвучала радость в сердце. Стало видно, куда идёшь. К Кому.

Вернулась Ольга — Елена в Киев. Болело её материнское сердце: сын был язычником, каким она его и растила. Неверующим, некрещёным. Говорила со Святославом, убеждала, объясняла. Не слышал сын:

— Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться.

Но Ольга понимала: это отговорка. Сильный, удачливый сын не слышал глубин своей души. Услышит ли? И мать молилась. Надеялась. Верила.

Святослав никогда не притеснял христиан, ставил их на высокие посты. Вероятно, им приходилось терпеть насмешки от язычников. Но терпела и великая княгиня.

В 968 году она разболелась. Святослав построил новый город на Дунае — Переяславец, почти всегда жил там.

— Не любо мне здесь, — говорил о Киеве. И опять собирался уехать от матери.

— Когда меня не станет, отправляйся, куда захочешь, — ответила ему княгиня.

Она умерла через три дня. Завещала похоронить её по христианскому обычаю. И Святослав, глубоко чтивший мать, исполнил волю Ольги. Летописец Нестор извещает нас: «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди».

Почему мы называем Ольгу равноапостольной? Потому что она сеяла семена христианства на русской земле. Строила храмы. Воспитывала в христианстве внука Ярополка, наследника престола. Его даже женили на гречанке.

Но Ярополк был убит по приказу другого внука Ольги — Владимира. Он захватил киевский престол, поставил языческих идолов на берегу Днепра. Хотел принести им в жертву юношу-христианина. Отец вступился за сына — и оба погибли.

Казалось бы, свет христианства померк на Руси. Было, от чего прийти в отчаяние верующим. Никто не мог предположить, что Владимир — уверует. Крестится и станет крестителем русичей.

В «Летописи временных лет» написано о равноапостольной Ольге, первой нашей святой: «Сию хвалят сыны русские как начальницу, которая и после смерти молит Бога за Русь».

ВРАЧ И ЦЕЛИТЕЛЬ

В храме женщина жаловалась мне, что много времени тратит на врачей. Чуть ли не каждый день ходит в поликлинику, а толку нет.

И я рассказала ей про елей от чудотворной иконы великомученика Пантелеимона. Про удивительные случаи исцелений и мой собственный опыт.

— Ну, может, у вас вера такая сильная, что вас святые исцеляют, — сказала она. — А у меня вера слабая, поэтому я лечусь у врачей.

Хотела ответить ей, что одно другое дополняет, но вдруг услышала из-за спины голос батюшки:

— По вере вашей да будет вам! Это значит — по вере всей Церкви, а не лично моей.

Как же вовремя он это сказал! Через несколько дней заболела мама. Она ничем не могла снять боль в ногах, хотя перепробовала всё. Мама врач, подружки у неё врачи, но ни один совет — не в пользу. Несколько ночей она не спала. Я приставала к ней со своим елеем от чудотворной иконы, но в ответ слышала:

— Оставь меня в покое!

Наконец я взмолилась:

— Мамочка, не по твоей вере, а по вере Церкви, разреши помазать тебя елеем!

Она была так измучена, что ответила:

— Помажь, только оставь меня в покое…

И я помазала ей ноги крестиком — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Накрыла одеялом и ушла.

Что происходило с мамой, не знаю. Но только боль прошла. Она уснула. А утром пришла ко мне:

— Где твой елей?

— Возле икон. Потом поставь на место, — сказала я строго. Почему-то мне хотелось скрыть радость. 

 

24 июля — память святой равноапостольной великой княгини Ольги, во Святом Крещении Елены

28 июля — память равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия

9 августа — память великомученика и целителя Пантелеимона