ПСАЛОМ СОРОК ДЕВЯТЫЙ


В названии псалма указано: Псалом Асафу, 49. Возможно, автором его является Асаф — руководитель хора, искусный певец и пророк. Но есть иное мнение: псалом написал царь Давид и передал Асафу — для исполнения.

В основе ветхозаветного Богослужения была кровавая жертва. Если люди хотели приблизиться к Господу, о чём-то попросить, поблагодарить, они приносили Ему в жертву животных — агнцев, тельцов. Все знали: очищение от грехов происходит через жертвенную кровь.

Израильтяне постепенно привыкли формально откупаться от Бога жертвами. И через Исаию, других великих пророков Творец стал открывать: «К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу».

Бог призывал: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 11, 16—17).

Псалом, о котором мы говорим сегодня, удивительный. Он вносит свежее дыхание в Ветхий Завет. Акцент здесь ставится на том, что человек должен менять себя. Господу нужно наше чистое сердце, искренняя вера. Полностью это раскроется в Новом Завете — через волю Небесного Отца, пославшего на землю Своего Единородного Сына, и жертву Христа.

Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад (1). Израиль был маленьким островом, а вокруг него бушевал океан язычников. Жили они по природным законам, но чувствовали: есть высшая сила. Делали изваяния, приносили им жертвы.

Язычники не знали о Творце и Создателе. А Он — Единый истинный Бог богов, Господь господ. Кто такие боги — с маленькой буквы? Это люди. Священное Писание Ветхого Завета утверждает: человек подобен Творцу. В нашу природу вложено Божественное начало (см. Быт. 2: 26—27). И словосочетание Бог богов свидетельствует об этом.

Господь глагола — сотворил мир словом. Мы познаём Создателя через Его глаголы, понимаем их, ведь слово, давшее бытие вселенной, вложено в нас как основа.

Бог призва — призвал через пророков не всю планету от востока до запада, а людей: разные народы стали узнавать о Нём.

Но лучше всего глаголы Создателя слышны на Сионе: От Сиона благолепие красоты Его (2). Там открывается благолепие и красота Бога, Его Промысла, высота призвания человека. Господь возлюбил Израиль, дал ему возможность создать храм. Через пророков сказал живое слово, положенное в основу Богослужения.

Красота и добро — неразделимы. Их единство хорошо видно в слове благолепие: благо — источник всякого добра, а лепота — невыразимое великолепие.

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна (3). Бог явно придёт, Бог наш. Он и теперь не скрывает Себя, Своих замыслов. Но мы немощны — и не можем их прямо принять. Творец даёт нам знаки, символы, через них люди узнают, что вселенная устроена разумно, природа и человек живут по Его законам.

Господь не премолчит — не будет молчать. Его слово прозвучит, чтобы люди почувствовали великую силу Творца. Человек приближается к нему — будто к огню: огнь пред Ним возгорится. И должен иметь благоговение.

А вокруг — окрест Его буря великая — зельна. Некоторые толкователи псалмов считают: тут указание на конец нашего мира. Перед Богом будет идти огонь.

Огнь и буря в псалме — только образы, через которые мы можем приблизиться к пониманию Божественной природы. Она, как неопалимая купина, несравнима ни с чем на земле.

Призовет Небо свыше и землю разсудити (рассудить) люди Своя (4). Тут псалмопевец рисует картину Страшного суда. Господь призовёт на Суд Небо свыше — ангелов, архангелов, все бесплотные разумные создания. Призовёт и землю — людей.

Человеческому обществу свойственны разногласия, разномыслие. Суд состоит в том, чтобы установить истину. И Бог рассудит людей, положит основы правильной жизни. Они открыты в Священном Писании, псалмах. Но больше всего — в Новом Завете.

Сначала слово Творца действовало в избранном народе, а после прихода на землю Христа стало достоянием всего мира. Апостол Павел сказал, что слово Господа, как обоюдоострый меч, отсекает правду от лжи, Божественную истину — от человеческих заблуждений (см Евр. 4: 12).

Кого будет судить Создатель? Людей Своих — люди Своя. Мы Ему — Свои. В этом залог нашего спасения. Всё, что было в человеке доброго, останется с ним, раскроется в полноте.

Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах (5). Соберите Ему преподобных Его, завещавших другим поколениям завет Его о жертвах. Во все века преподобныя — преподобные полагали жизнь на то, чтобы уподобляться Богу. Как мы узнаём Его волю? Конечно, через заповеди и заветы. Их передавали детям и внукам. И всех, кто следовал воле Господа, называли чадами завета.

О жертвах патриарха Авраама или пророка Илии можно сказать одно: они отличались огромной силой духа. Жертва должна перерождать человека, очищать ум, приближать к Богу. У преподобных так и было. На Суде они будут оправданы.

И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть (6). На небесах правда Божия являет себя в полноте. Но она должна охватить весь мир. Это открыто людям, и мы просим в молитве Господней: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6: 10).

Когда человек полностью отдаёт себя в руки Творца и получает оправдание, он начинает видеть, что такое правда Божия и правда человеческая. Господь никогда не меняется. Как бы ни жили народы, Его правда сохраняется в сердцах людей, которых Он избирает и посылает возвещать небесную истину: возвестят небеса правду Его. Правда открывается через непостижимые Суды Божии, всегда направленные на наше спасение. И для нас духовная жизнь должна стать главной.

Бог Судия есть — и нет иного, кто мог бы верно оценить личность человека или целое общество.

Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз (7). Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе, Израилю, и засвидетельствую перед тобой: Бог, Бог твой есть Я. Эта истина никогда не меняется. Люди должны знать её, не забывать.

Господь призывает услышать Его, посмотреть, что Им установлено. Он говорит с нами через историю, служение избранных патриархов, пророков, царей. Сорок лет блуждали израильтяне по пустыне. И Создатель мгновенно отвечал на их нужды, недоумения. Горькие воды превращались в сладкие, с небес сходила манна. Ропот, недовольство тут же пресекались пророком Моисеем. А когда внушения Божии не действовали и люди не исправлялись, вымирало целое поколение.

Это истина: Бог есть, Он твой. Господь привёл нас из небытия к жизни. Его Промысл постоянно действует над нами. Уверенность в этом нужно обязательно возобновлять в себе. Это основа основ и смысл откровений, которые Создатель явил нам через благолепие и красоту.

Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну (8). Не за жертвы твои буду обличать тебя. Всесожжения — такие жертвы, когда животное полностью сжигалось, к небу шёл аромат. Они всегда были видны Господу: предо Мною суть выну.

И дальше в псалме идут властные, сурово утвердительные слова:

Не приму от дома твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов (9). Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов. Почему?

Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове (10). Ибо Мне принадлежат все звери лесные, животные в горах и волы. Люди всё берут у Бога — и Ему же приносят в жертву. Хорошо, если человек искренне хочет служить Творцу, знать Его, удаляться от греха. В противном случае у жертвы нет смысла.

Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть (11). Мне известны все птицы небесные, и красота лугов и полей всегда со Мной. На земле немыслимое число разных птиц — и вся птицы небесныя сотворил Господь. Наша великолепная природа создана Его рукой.

Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея (12). Если почувствую голод, не буду говорить об этом тебе: ибо Моя вселенная и всё, что её наполняет. Разве Бог будет просить людей накормить Его? Об этом даже подумать смешно.

Все эти сильные образы пробуждают сознание человека. Так что мы можем принести Господу?

Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию? (13). Когда Я ем мясо молодых тельцов или пью кровь козлов? Никогда.

Тут псалмопевец как бы подводит итог: прежние установления о жертве изжили себя. Да и что такое жертвоприношение? Животных закалывают, иногда тысячами. Рекой льётся кровь. Происходит это как великое торжество, угождение Богу. Но теперь Он Сам отвергает отжившее служение: в нём нет правды.

И начинается новое откровение: Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя, (14). Принеси Богу жертву хвалы и вознеси к Вышнему молитвы твои.

Хвалу вроде бы не назовёшь жертвой. Но она идёт от нас, нашего сердца. Мы чувствуем величие, человеколюбие Господа — и Ему приятно наше прославление. В Богослужении оно стоит на первом месте, эту жертву Он принимает.

Уже в следующем пятидесятом псалме пророк Давид скажет: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Творец ждёт, чтобы мы познали себя, увидели свою неправду, грех. И всё лучшее, что есть в душе, принесли Ему: хвалу, упование, послушание, веру.

Человек славит Бога — и в сердце рождается молитва: и воздаждь Вышнему молитвы твоя.

Наше живое отношение к Господу побуждает и Его по-особому относиться к нам: И призови Мя в день скорби своея, и изму тя, и прославиши Мя (15). И призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и прославишь Меня.

Так образуется взаимная связь. Мои мысли — о Боге, моё стремление — к Нему. И Он всегда будет слышать меня, приходить на помощь в день скорби. А человек опять станет прославлять Его: и прославиши Мя.

Мы часто не замечаем действий Создателя в нашей жизни. А когда видим, от души хотим Его благодарить.

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? (16). Грешнику же сказал Бог: для чего ты рассказываешь другим о Моих заповедях и при этом исповедуешь заветы Мои только устами твоими?

Господь вводит новое установление — и тут же предупреждает: Его оправдания и завет нельзя воспринимать формально. Если кто-то будет лицемерить, только внешне исповедовать их, Бог это пресечёт. Он называет такого человека грешником. Отношения надо строить искренне: жертва хвалы одними усты — устами не угодна Творцу и осудит тебя.

Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять (17). Ты же возненавидел Мои научения и отверг слова Мои прочь. Бог возглашал новые для людей истины. Но некоторые уже противились им, отвергали, воспринимали формально.

Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие полагал еси (18). Если видел вора, шёл с ним — помогать ему, и с прелюбодеем в его делах участвовал. Тут картина становится шире: грешник на словах принимал повеления Божии. Но неочищенное сердце не способно их вместить и сделать нормой жизни.

Псалмопевец показывает суть греха: человек понимал, что его соблазняют, но не возражал. Уста его умножали злобу, он языком, речами сплетал лесть, обман: Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения (19).

Причём клеветал на самого близкого — родного брата, сына своей матери, соблазнял его на беззаконие: Седя (сидя), на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн (20). Человек не давал живому слову действовать в себе, а изливал ложь, зависть, скопившиеся внутри. Это мерзость перед Богом.

Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя (21). Ты это сделал и промолчал, помыслил беззаконие, как будто Я буду тебе подобен. Обличу тебя и поставлю перед лицом твоим грехи твои.

Страшно такое обличение! Бог поставит грехи человека перед его лицом. Именно так прямо в лицо обличал людей Спаситель Христос и Его Креститель Иоанн. Обращаясь прямо к сердцам.

Но человек двойствен. Спроси любого: «Хорошие ли евангельские слова?» Ответит: «Замечательные, особенно нравственные правила». Но по ним мало кто живёт.

От царя Давида до прихода Христа — ещё тысячелетие. А в жизнь ветхозаветных людей входит новое веяние. И псалмопевец просит понять это всех, кто забывает Бога: Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй (22). Духовная жизнь развивается, несёт нам радость, свет, пробуждает разум. Почему люди забывают Бога? Тьма опутывает человека — и он становится пленником невежества, заблуждений, озлобления. Мы видим много таких примеров. Похитит лукавый — и никто не будет избавляяй — не избавит тех, которые не хотели знать Господа.

В этом чудесном псалме нам открыто (и по всему миру разливается проповедь!): только Всемогущий Творец и Создатель является Богом. Он призвал и призывает землю — людей Своих увидеть красоту, почувствовать благодать, духовную силу. Господь ждёт от нас жертвы хвалы, правды, веры, сердечной любви. И человеку нужно проявить волю, осуществить это высокое призвание.

Навсегда для всех останется: Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое (23). Жертва хвалы прославит Бога и откроет людям путь к спасению. Наш Создатель протягивает нам спасающую руку. И здесь нам  видны семена Нового Завета. Вот почему надо знать Священное Писание: в нём открывается единство заветов Божиих.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ