ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРОЙ


У этого псалма такое заглавие: В конец, о маелефе, разума Давиду, 52 (1). Считают, что маелеф — название музыкального инструмента. Под него псалом должен был исполняться. Маелеф издавал нежные, проникновенные звуки. И слова псалма  западали в душу, пробуждали разумную реакцию на поучение Давида — разума Давиду.

В псалме говорится о вещах, очень важных для каждого человека. В них надо постоянно утверждаться: понимать, где истоки греха, почему у людей рождается состояние, которое можно назвать безумием.

Уже в первом стихе пророк Давид говорит об этом: Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое (2). Сказал безумец в сердце своём: нет Бога, растлился и стал мерзким в беззаконных делах, нет творящего добро.

Мы часто спорим друг с другом. Один что-то доказывает, второй его доводы опровергает. И обычно каждый остаётся при своём мнении. А в псалме человеком сказано — рече то, что могло повлиять на умы, настроения, жизнь многих людей. Так говорит тот, кто имеет вес в обществе.

Псалом  открывает, от чего наш разум изменяется в положительную или отрицательную сторону. Если человек принимает мысль несть Бог — нет Бога, последствия бывают очень страшны. Разум теряет фундаментальную истину, на которую опирается, когда определяет смысл жизни, строит отношение ко всему существующему.

Порой близкие или незнакомые люди хотят поспорить с верующими и говорят: «Докажите, что Бог есть!» В ответ мы можем сказать: «А вы докажите, что Его нет». В пользу того, что Бог существует, можно привести много аргументов. Для всех очевидно разумное устройство вселенной, целесообразность происходящих событий, их не случайность.

Любому человеку, вступающему в мир, необходимо его постичь, узнать историю земли. Оказывается, она насчитывает тысячелетия, а мы только появились на свет. И с удивлением спрашиваем: почему меня когда-то не было? Это первое искушение человеческого разума, его трудно пережить психологически. Здесь нужно главное — принять жизнь и то, что сама по себе она благо, Божественный дар. Тогда становится понятно: существует Тот, Кто сотворил вселенную, привёл из небытия в бытие.

Бог создал наш мир не по обязанности или необходимости, а от избытка любви, всемогущества, премудрости. Надо всем творением возвысил человека, потому что вложил в него разум, который делает нас людьми.

Само слово человек имеет потрясающее значение: тот, кто умом устремлён к вечности, к Небу. Тогда он своё название оправдывает. А если начинает иронизировать, без основания отрицать Бога, то впадает в безумие.

Безумие — слабость, утрата совершенства человеческого разума. По замыслу Творца, разум не должен зависеть от материальных вещей. Они навевают нам свои впечатления. Но мир создан для того, чтобы люди в нём учились. И святитель Василий Великий назвал вселенную книгой из книг, которую мы должны постоянно изучать. По произволу, ограниченности, недомыслию человек может сказать: «Не нужно мне никаких книг!» И тогда его разум начинает угасать.

Христос говорил ученикам: «Вы — свет мира» (Мф. 5: 14). Разум тех, кто отрицает наличие света, теряет Божественные свойства, перестаёт быть светочем. Такие люди могут уподобиться животным, имеющим только инстинкты.

Конечно, Бог есть — и потому существуют мир и человек.

Конечно, Бог есть — и потому вселенная была и остаётся не набором случайных явлений, а местом, где присутствует то, что время не изменяет, — наша духовная природа. Она сопряжена с физическим миром — и человек призван не омрачить в себе Божественный образ.

Конечно, Бог есть — и потому наши способности могут раскрыться во всём многообразии.

Невозможно найти никаких оснований, чтобы утверждать: Бога нет. Вселенная, сам человек свидетельствуют о нашем Создателе. Читая Священное Писание, внимая ему, мы понимаем: Бог — это альфа и омега, начало и конец (см. Апок. 1: 8). Вначале — нас создал Творец, наша конечная цель — приобрести единство с Ним, не нарушить это единство ничем преходящим, временным.

Безумец говорит в сердце своем. На эту истину потом укажет Христос в Евангелии: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19). Источник их — неочищенное сердце человека.

Утверждение пророка Давида в первом стихе звучит не как нравоучение, а говорит о вещах существенных, бытийных. Человек может впасть в безумие, если скажет: Бога нет. И дальше в псалме раскрываются последствия безумия: растлился и омерзился в беззакониих.

Достоевский писал: если нет Бога, то нам всё позволено. Падший человек будет считать допустимым самое страшное преступление, не признавать никаких ограничений. Нет Бога — и он ставит себя выше всего существующего мира. Поступает, как хочет, создаёт ложные концепции устройства вселенной, своего места в ней. Даёт оценку всему происходящему по собственному произволу. Всё позволено.

Это особенно остро проявилось в XIX веке. Рационализм тогда вознесли. Люди удивлялись достижениям науки, овладевали некоторыми природными явлениями, создавали технику. И человеческая гордыня позволила себе не только отрицать Творца, но даже богохульствовать.

К рационализму были склонны немецкая философия, протестантское богословие. Считалось, будто человеческий разум может всё объяснить, научно обосновать любые явления. Это серьёзная ошибка. Она привела к духовному краху, революциям. А началось с того, что человек сказал в сердце своём: нет Бога. И больной разум стал определять пути жизни.

Когда люди теряют Господа, они теряют благочестие, на котором основана нравственность. Перестают чувствовать: законы Божии — непреложны, в них заключена воля Творца, их необходимо исполнять. И человек скользит вниз по наклонной плоскости, превращается в набор мерзостей. В итоге попирается нравственность, никто не думает, что призвание человека — хранить в себе Божественный образ, высокое достоинство. И в очах Божиих нет творящего добро.

Накануне всемирного потопа Господь воззрел на человечество и увидел его полную падшесть. Слова псалма созвучны с этим: Бог с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога? (3). Бог с Небес посмотрел на сыны человеческие, чтобы увидеть, есть ли ещё среди людей разумные и ищущие Бога? Пророк Давид ставит здесь знак вопроса: остались они или нет? Уже по пальцам можно было перечесть число праведников. Человечество погрузилось в беззаконие, катилось в бездну.

Господь явился в виде трёх Ангелов праотцу Аврааму и сказал, что вопль от земли дошёл до небес, и Он пришёл увидеть, так ли это (см. Быт. 18: 20—21). Конечно, тут образный язык. Бог видел всё. Но интересно: сама земля стала вопить к Нему. Как она это делает?

Начинаются разрушительные явления, стихийные бедствия. Сам мир свидетельствует: в жизни человеческого общества наступила мрачная полоса. Тут людям надо бы опомниться, покаяться, но они не думали об этом: совершали зло, считали его нормой.

И Господь определил: здесь ничего невозможно изменить: Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть до единаго (4). Все уклонились от правды, все стали непотребными, нет никого, делающего добро, нет ни единого. И Бог подверг мир страшным бедствиям.

Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша (5). Ещё ли ничего не поймут все делающие беззаконие, поедающие народ Мой, как едят хлеб?

Оставалось совсем немного трезвых людей, понимавших: состояние окружающих не совпадает с тем, каким должен быть человек. Никто не хотел слышать свидетельства праведников. Их голоса были гласом вопиющего в пустыне, мешали остальным жить, как хотят. Доходило до того, что здравомыслящих людей подвергали суровым гонениям: словно дикие звери, поедали тех, кого Господь хранил в святости и чистоте.

Первая обязанность человека — знать Бога, веровать в Него, быть умно, словесно обращённым к Нему. Без этого мы не можем выполнять своего священного долга — призывать Господа.

В первых главах Библии отмечено: праведный Енох «ходил перед Богом» (Быт. 5: 24). А все вокруг были внутренне потерянными, не чувствовали прямого единения с Творцом: Господа не призваша. Но Он нас создал. Человечество — Божественный род, человек — не просто красивое слово. И люди начали призывать Создателя.

Прошли века. Пророк Давид снова заговорил о тех, кто потерял самую высокую способность — призывать Бога, перестал считать Богопочитание первым, святым делом, омрачился умом.

Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, яко Бог рассыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их (6). Там испугались, где не было страха, ибо Бог рассыпал кости человекоугодников: пришли в стыд, ибо Бог презрел, уничижил их.

Казалось бы, люди вооружились научными знаниями, достигли успеха в том, что считали необходимым. Но они потеряли благочестие, духовный порядок — и это породило неуверенность. А за неуверенностью пришёл страх.

Внешне человек мог казаться преуспевающим. Но в обычных бытовых отношениях вдруг проявлял боязнь, хотя ничего пугающего не было: опасался несчастного случая, неожиданной перемены обстоятельств, погоды, тем более — природных катаклизмов. Случалось, Бог попускал стихийные бедствия, чтобы отрезвить людей. Но здесь человек просто носил страх в себе, словно парализованный им. Придавал значение тому, чего и замечать не стоило.

В молодые годы мы с верующими ребятами удивлялись: как это коммунисты, политики или учёные, верят приметам, пугаются незначительных вещей? И сидят в кабинетах, руководят страной.

Страх Божий — высочайшая добродетель, переплавляющая сознание человека, открывающая новые грани духовной жизни. А страх суеверный делает людей совершенно беспомощными.

Нам дана благодать и сила Господня, мы должны быть им причастны. Но если общество строится на принципах, отрицающих смысл жизни, в нём зачёркивается единство вечного и земного мира. И у людей рождается своего рода религия. Настоящая религия — это отношения с Богом. А тут — иные отношения. Кто-то преуспевает, занимает высокий пост. И окружающие стараются услужить ему: угождают, льстят, хитрят, ловчат, изворачиваются. Зачем? Чтобы добиться своих целей, тоже занять выгодное место.

Страсть человекоугодничества свидетельствует о рабском состоянии души. По природе все мы равны перед Богом и обществом. И должны почитать Творца, ангелов, святых — тех, кто выше, совершеннее нас, может подлинно преобразить душу.

Пророк Давид говорит: Бог рассыпал кости человекоугодников. Человекоугоднические отношения ненавистны Ему. И людей они позорят, лишают духовности,  разумности, мужества, правды, искренности. Со временем человекоугодники приходят в великое посрамление, великий стыд: постыдешася. В истории много подобных примеров. Они учат нас, на чём нельзя строить жизнь: ибо Бог уничижил их. Что посеяли, то пожали в пустой деятельности.

Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль (7). Кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда Бог возвратит из плена народ Свой, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Псалом рисует неприглядную картину: люди постепенно теряли разумные, высокие основания жизни — и пришли к страшным последствиям. У пророка Давида возник вопрос: как вывести человека и человеческое общество на путь духовного преображения? Чтобы они стали светом, солью земли, несли в себе Божественное достоинство. Давид задаёт этот наболевший вопрос: Кто даст с Сиона спасение Израилю? И называет единственное средство, способное изменить людей: когда Бог возвратит из плена народ Свой.

Тут можно увидеть два рода пленения. Одно — когда по определению Господа в страну приходили иноплеменники и уводили народ в рабство. Разоряли святыни, подвергали поруганию. Это описано в Библии и поражает нас размерами бедствий.

Второе пленение — духовное, оно самое тяжёлое. Псалмопевец развивает эту мысль с первого стиха. Человек отрицает Бога — и доходит до безумия, а дальше всё общество впадает в развращённость. Из такого пленения не могли освободить даже великие праведники. Спасение давал только Бог. Просветит Господь разум — и в нём появятся познание Творца, вера в Него и Богоподобную человеческую природу, появится благочестие.

Когда Господь протягивал людям Свою спасающую десницу и возвращал из духовного плена, радость охватывала всех: возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. Слова Иаков и Израиль — обобщающие. Они указывают на весь избранный народ — потомство патриарха Иакова.

В этом псалме пророк Давид ещё раз напоминает о самом важном для каждого из нас. Отрицание Бога приводит к духовной смерти, а духовная смерть — к разложению человека. Даже одна мысль, что Бога нет, — для человека убийственна.

Давид уже излагал эти истины в тринадцатом псалме. Но Дух Святой видел, как важно их повторить. Твёрдо, убедительно обличить безумие и нечестие людей.

В Библии мы встречаем пример подобного повтора: там есть книга Второзаконие. Для чего нужно было излагать закон Божий во второй раз? Со временем у людей притупилась острота его восприятия. Казалось, всё уже известно, проповедано. Но появилось Второзаконие — и с силой прозвучало, как закон получен, какие обетования установил Господь, отмечены новые подробности, сохранившиеся в предании.

Так и с пятьдесят вторым псалмом. Он напоминает уже сказанное и вселяет новое. Причём, я заметил: 52=13х4. А в Священном Писании цифровое обозначение иногда символично: седьмой день, девятый, сороковой, юбилейный год.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ