ПЁТР И ПАВЕЛ, АПОСТОЛЫ ХРИСТА

Исаак Левитан. Лето

Христос призывал к Себе учеников — будущих апостолов, Своих посланцев на земле. Они чувствовали Бога сердцем — и откликались на этот призыв. Рыбаки оставляли лодки, сети. Не оглядываясь, пошёл за Господом Симон, сын Ионы.

Симону Спаситель сказал: «ты наречёшься Кифа, что значит камень (Пётр)» (Ин. 1: 42). Так он и остался Петром на всю вечность. А был горячим, эмоциональным. То противоречил Христу, то хотел подражать Ему. Однажды ночью Господь шёл к ученикам по воде Геннисаретского озера. Была буря. Лодка кренилась под напором волн. И вдруг им показалось, что они видят призрака.

— Ободритесь, — успокоил их Господь, — это Я, не бойтесь.

И Пётр в восторге попросил:

— Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

— Иди! — сказал Спаситель.

Пётр мужественно шагнул за борт и пошёл. Ему бы не отрывать глаз от Господа, а он поглядел вокруг: огромная волна неслась на него, ветер сбивал с ног. И Пётр испугался. Как настоящий камень, стал тонуть. Закричал:

— Господи, спаси меня!

Господь протянул ему руку. И сказал Своему апостолу и всем нам:

— Маловерный, зачем ты усомнился? (см. Мф. 14: 24—31).

В житейской буре, в бушующем сомнении тонет тот, кто начинает сомневаться, что Бог — рядом.

В страшную ночь перед крестными страданиями Христа Пётр трижды отрёкся от Него. Как же горько он плакал! Оказывается, запросто можно предать самого дорогого, близкого, нужного — и даже не заметить этого.

Вот такой камень Пётр должен был сам утвердиться в вере и утверждать других. И сила Божия совершалась в его немощи. Он решительно шёл по земле с проповедью Евангелия. В простом рыбаке жила душа поэта, вчитайтесь: «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр. 1: 19).

Апостола Павла Христос призвал уже после Своего воскресения. Этого юношу звали Савл. Он был фарисеем и горячим защитником веры. Спасителя не узнал, не принял — и стал ярым гонителем христиан. Присутствовал при убийстве первомученика Стефана. Одобрял его убийство. Отправился из Иерусалима в Дамаск, чтобы найти там христиан и бросить в темницу. По дороге с Савлом произошло чудо.

«Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба, — рассказывал апостол. — Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: Кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Ииусус Назорей, Которого ты гонишь. Бывшие же со мною свет видели и пришли в страх; голоса же Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск» (Деян. 22: 6—11).

В городе Савл был исцелён и крестился. Он назвал себя Павлом — малейшим. Остро чувствовал эту человеческую малость перед величием Божиим.

С тех пор апостол начал проповедовать Христа. По всему миру. Беседовал с иудеями в синагогах, рассуждал с язычниками на улицах городов. Говорил о Боге в афинском ареопаге: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем…» (Деян. 17: 26—28).

Много раз его жизнь была в опасности. Но Господь спасал Своего апостола. И вот однажды в Кесарию «пришёл из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце моё? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!» (Деян. 21: 10—14).

Но Павел умер не в Иерусалиме. В один день с апостолом Петром он был казнён в Риме, столице великой империи. Как римскому гражданину, Павлу отсекли голову. А Петра распяли на кресте. Это была самая мучительная и позорная казнь. Но Петру казалось дерзостью умирать, как умер Сам Господь. Апостол просил палачей распять его головой вниз. Просьбу выполнили.

Через последнее страдание апостолы вошли в Небесное Царство — к Тому, Кому они служили верой, правдой, жизнью. С «великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них» (Деян. 4: 33).

Апостолы свидетельствуют и сейчас. Будем с благодарностью слушать их слово. Они подают нам пример: с Богом человек может прожить удивительную жизнь на земле и войти в вечность. Не надо бояться. Надо верить Господу.

12 июля — память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

13 июля — собор славных и всехвальных двенадцати апостолов: Петра и его брата Андрея Первозванного, Иакова Зеведеева и его брата Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия