ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ


Интересное заглавие у этого псалма: В конец, о людех, от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаши и иноплеменницы в Гефе, псалом 55 (1). Исполнять в конце, о людях, удалённых от святынь, псалом Давида для написания на столпе, о том, как иноплеменники задержали его в Гефе.

Молодой Давид был вынужден скрываться от царя Саула, уходить всё дальше и дальше. Многие его знали, почитали как великого полководца и понимали: он не сделал ничего плохого ни Израилю, ни тем более — царю Саулу. Но Бог отверг Саула за непослушание. И царь преследовал Давида из зависти, боялся, что воин и пророк займёт его престол.

С Давидом шли его верные сторонники. Они были лишены участия в Богослужениях — от святых удалены. Ведь их могли тут же схватить. И приходилось ждать, когда преследование прекратится.

Давид тяжело переживал, но не терял упования на Бога и был уверен: память об этих событиях должна свято храниться потомками, её надо увековечить на каменном столпе — Давиду в столпописание. Столпы — древние памятники старины, их и теперь ещё находят археологи.

С большим количеством сопровождавших невозможно остаться незамеченным. И Давид оставил их, даже не сказал, куда пойдёт. А сам отправился в филистимский город Геф.

Из Библии известно: жители Гефа всё-таки узнали Давида и удержаши — задержали его. Слуги сообщили языческому царю Анхусу: «не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч»? Давид положил эти слова в сердце своём и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лицо своё пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях,.. и пускал слюну по бороде своей».

Царь Анхус посмотрел на Давида и велел его прогнать. Сказал: «Зачем мне такой нужен?» (см. 1 Цар. 21: 10—15).

Любой из нас, когда терпит напасти, старается понять: а может, были в моей жизни поступки, вызвавшие всё это? Вроде бы люди относились ко мне хорошо — почему же вдруг произошла резкая перемена? И Давид прежде всего просил Божией милости, чтобы она исцелила его и открыла ту сокровенную причину, по которой приходилось ему терпеть сложности: Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми (2). Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек, весь день, борясь, теснил меня.

Пророк убеждался: противостояние царя Саула не имело основания. Правитель намеревался найти его и привлечь к неправедному суду. Такую заметную личность как Давид нельзя было просто уничтожить. Приходилось искать повод, чтобы предать его смерти.

Брань продолжалась непрестанно: весь день. Давида преследовали, распространяли о нём грязные слухи, порочили в глазах людей, относившихся к нему с доверием: боря стужи ми. Стужение — постыжение — это как раз попытка огорчить, отнять силы.

Дальше повторяются те же слова: Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты (3). Унижали меня враги мои весь день, ибо много нападающих на меня свысока.

Сначала было: попра мя человек, а теперь — попраша мя врази. Мысль усиливается и уточняется таким повтором. Враги унижали пророка всякий день, их много — мнози борющии мя. Вели они себя с высоты — свысока, надменно: ты никто и ничто, хотя когда-то был достойным воином, приближённым к царю. Невежественные люди слышали это, рассказывали другим. Морально Давиду было очень тяжело. Его хотели унизить, обвинить в преступлениях, которых он не совершал, лишить жизни.

В день не убоюся, аз же уповаю на Тя (4). В день не буду бояться, я же уповаю на Тебя. У Давида слова точные, верные. На древнем еврейском языке день — какой-то период. Бог творил наш мир семь дней — и длительность этих периодов нам не известна.

Преследование продолжалось, нарастало, но Давида не оставляло упование на Всемогущего Бога: аз же уповаю на Тя. Пророк имел одно желание: угодить, служить Ему.

Давид не терял способности правильно оценивать ситуацию, понимал: надо отойти от зла. Огонь разгорелся, если ты захочешь ему противостоять, он тебя просто испепелит.

О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть? (5). О Боге скажу похвальные слова мои, ничего не испугаюсь: что может сделать мне плоть?

Такой духовный строй был у Давида: пророк всегда облачён Божественной силой. Господь слышит его, защищает. Самое важное свидетельство этого — внутренний мир, мир совести, когда у человека нет раздвоенности в душе, а есть убеждённость: какие бы страшные события ни совершались, их нужно пройти. Перенести унижения, злобу людей.

Размышления Давида духовны: не убоюся, что сотворит мне плоть? В Библии люди до потопа названы плотью. Духа Божия в них не было (см. Быт. 6: 3). И в псалме Давид так же определяет состояние своих преследователей: плоть. Они отвергнуты Богом. С ними невозможно правосудие, верный взгляд на то, что происходит.

Человек — высокое звание: мы обращены лицом к вечности. Но часто теряем это достоинство, становимся орудием стихийных и прежде всего — демонских сил. Апостол Павел объяснял: «наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (см. Еф. 6: 12).

Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло (6). Весь день — период гонений — слов моих гнушались, все их мысли обо мне направлены на зло.

Разбушевалась стихия злобы. Безвинного, кроткого, смиренного обвиняли в несправедливости, лжи. Всякий день пропускали мимо ушей слова пророка, которые он мог сказать в свою защиту. Давидом не только пренебрегали, но и гнушались.

Мысли преследователей были направлены на зло: нет ему места среди нас, он не достоин жизни. О чём свидетельствует такой навет? Об одержимости людей. Пророк Божий понимал, откуда это исходит, и говорил открыто.

Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою (7). Появятся и скроются, будут следить за моей пятой, чтобы уловить душу мою.

Царь Саул приказал приближённым найти Давида. Посылал гонцов во все стороны, чтобы обнаружить его. Обычно странники приходят куда-то и живут там: вселятся. Слуги царя делали так же, но скрыют — скрывали, что ищут пророка. Из разговоров старались понять, не проходил ли он там, не оставил ли верных ему людей.

В Священном Писании часто употребляется слово «пята»: оно обозначает путь, след человека. Царские соглядатаи искали следы Давида — пяту мою сохранят. Всё познаётся в сравнении. И они, вероятно, вымеривали, сравнивали следы. Их цель — не только обнаружить, но и постоянно стеречь пророка: якоже потерпеша душу мою.

Давид обращался к Богу: Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши (8). Для Тебя ничего не стоит отвергнуть их — отринеши я, разорвать эти тенеты, словно смахнуть паутину. Если Божественная правда пожелает, коварные замыслы людей мгновенно превратятся в ничто: гневом Твоим низведеши — будут уничтожены.

Козни преследователей Давида построены на лукавстве, беззаконии, злобе. Они парализовали его жизнь. Пророк снова молился Творцу: Боже, живот мой возвестих тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем (9). Боже, всю мою жизнь я открыл Тебе. С юности Давид отличался боголюбием, благочестием, стремлением к Господу — и был избран Им. Пророк ничего не скрывал от Творца. Но Бог возлагает особые трудности на тех, кого любит. Человек, который хочет жить благочестиво, обязательно испытает гонения от людей века сего: «Господь, кого любит, того и наказывает» (Евр. 12: 6).

Вероятно, Давид давал Богу обеты, но о чём-то забывал, не исполнял. И Господь открывал ему это, посылал раскаяние. Слезами пророк очищался от вины перед Творцом.

Вспомним, как происходит в природе: душно, воздух наэлектризован, раскалён — и вдруг проливается дождь, становится прохладно, легко. Вот и слёзы снимают напряжение с души.

Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты (10). Да возвратятся враги мои вспять. Это вспять — назад — заимствовано из боевых действий: какая-то сторона побеждала — и противник обращался в бегство.

А в плане духовном вспять должно было повернуться — перемениться настроение людей, чтобы им стало видно: напрасно они старались причинить зло Давиду, исполнить неразумную волю царя Саула.

Псалмопевец взывал к Богу: воньже аще день призову Тя — каждый день, каким бы он ни был, призову Тебя. Давид всем сердцем обращался к Творцу — и душа его чувствовала: в мыслях, настроениях преследователей наступали перемены. Это было явным знаком для Давида: се познах, яко Бог мой еси Ты — твёрдо убедился: ибо Бог мой Ты. И Господь слышал Своего пророка.

Давид видел помощь Создателя и провозглашал: О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово (11). Бога похвалю глаголом, Бога похвалю словом. О ком ещё он мог возвещать, когда Господь творил над ним чудеса? У Давида не было желания говорить о человеке. Пророк с благодарностью, радостью прославлял Творца, Его Божественную силу.

Давид делился опытом: На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? (12). На Бога уповаю, ничего не испугаюсь: что сделает мне человек?

А опыт для нас — самое главное: хорошо прочитать или услышать о каких-то событиях, но куда важнее самому пройти через трудности. Давид твёрдо убедился: бояться нечего. Что может сделать нам человек, если нас защищает и хранит Сам Господь?

Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, (13)… Во мне, Боже, молитвы, которые принесу в похвалу Тебе… В самых тяжких обстоятельствах в душе Давида не угасала молитва. А в слове молитвы живёт надежда, вера, любовь к Господу. Их пророк никогда не терял. Из его души будет изливаться хвала Тому, Кто обладает всемогуществом, высшей правдой.

…яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых (14). Казалось бы, у Давила страшная скорбь, а он видел в ней посещение Божие и

непрестанно хвалил Творца. Бог избавил душу пророка от смерти, глаза от слёз, ноги от неустойчивости.

Жизнь — путь. Мы по ней — идём. Это не праздничная прогулка. Дорога полна опасностей, подъёмов, спусков. Нет никакой гарантии, что люди не поскользнутся, не упадут, не переломают рук и ног. Так и в духовном плане. Человек вроде бы крепко стоит в вере, направляет волю к благочестивой жизни. Но появляются препятствия — и твёрдость теряется, решимость ускользает.

Давид удержался, устоял: Господь избавил его ноги от поползновения.

Заключительные слова псалма таинственны: благоугожду пред Господем во свете живых. Они подводят итог всему и открывают будущее, его перспективы.

Как может человек творить благо и угождать Богу, если вокруг него — враги? Они способны стереть его в порошок, предать смети, погрузить во тьму. Но произошло — чудо: Господь спас Своего пророка. Во свете живых на Давида, невинно страдавшего, гонимого, нисходит благодать Божия.

Жизнь — это свет, творение Света (так называет Бога евангелист Иоанн Богослов — см. Ин. 1: 7—9). Божественный свет всегда присутствует в нас, когда над нами Промысл, любовь Создателя. Свет умножает наши силы, чтобы мы верили в Творца и славили Его непрестанно.

Этот замечательный псалом рассказывает о событиях, известных нам из Священного Писания. Период гонений пророка Давида отражён в нескольких псалмах. В заглавиях псалмов с 55 до 59 отмечено: в столпописание. Чтобы эта страница истории была запечатлена в камне, дошла до будущих поколений. И всем открылись чудеса Божии.

Свой путь Давид прошёл достойно: не потерял присутствия духа, не испугался, реально оценил, что происходит. Во всех обстоятельствах видел присутствие Божие и молился, уповал на Господа.

Давид познал: не стоит тратить слова на маловажные вещи. Слово нужно обратить к восхвалению Бога, Его правды и всемогущества.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ