ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ


В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру, 56 (10)
. Исполнять в конце, да не погубят, псалом Давида для записи на столпе, когда он убежал от лица Саула в пещеру.

В Библии рассказывается: царь Саул преследовал Давида, не переставая, и пророк оказался за пределами отечества. Но и там жители узнавали его — и он уходил в пустынные места.

Однажды Давид встретил на пути обширную пещеру. Пророк устал, его воины — тоже. Они скрылись в глубине пещеры и, вероятно, уснули.

Есть такая пословица: на ловца и зверь бежит. Неожиданно в пещеру зашёл по нужде царь Саул. Он был один, без охраны — и это интересно, необычно. Когда спутники Давида увидели Саула, они обрадовались. Царь был у них в руках, Промысл Божий послал его к ним.

Обыкновенный человек, вероятно, испытал бы злорадство и поспешил захватить своего гонителя. Но не таких мыслей придерживался Давид. Он не был врагом Саула, не хотел мстить ему, захватывать царский престол. Больше всего Давид боялся пролить кровь царя — помазанника Божия. Только Господь мог предать суду Саула.

Хотя к тому моменту даже приближённые царя знали: Бог отверг его за непослушание. Это было видно по настроению Саула, внутреннему смятению. Царя неожиданно охватывала злоба — и в порыве гнева он мог убить человека.

Когда Давид жил в царском дворце, Саул просил пророка сыграть на псалтири. Давид играл — и в Сауле утихал нечистый дух, царь успокаивался. И всё-таки не мог преодолеть неприязни к Давиду, метал в него копья.

Ничего не стоило уничтожить Саула в пещере. Но Давид уверен: мы держимся в жизни не силой оружия, не человеческой правдой. От неё люди как раз страдают. И удерживал воинов. А те роптали: «В своём ли он уме? Убегает от царя — и вдруг говорит, что Саула нельзя трогать».

Всё в руках Божиих. Благодать открывала пророку: Господь ещё не призвал его на царство. Помазание — не совершилось, народ — не утвердил. И Давид хотел одного — уйти. Выжидал, когда закончится безумная погоня за ним (см. 1 Цар. 24: 3—23).

Псалом не повторяет библейскую историю, изложенную в Книге царств, не описывает военные действия, уловки и хитрости царских воинов. Псалмопевец открывает, что видит пророческим взором, как встречает и переживает испытания.

Уже в заглавии Давид просит Бога не предать его смерти: да не растлиши. И повелевает выбить псалом на столпе — в столпописание, сохранить как важное научение для будущих царей и народов.

Пророк молился: Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крылу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие (2). Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и на сень — покров крыл Твоих надеюсь, ожидая, когда пройдёт беззаконие.

Молитва никогда не покидала Давида. В его сердце не иссякала надежда и упование на Творца. Пророк сугубо призывал Его благодать и силу: помилуй мя, Боже, помилуй мя. Он ощущал: как птица крыльями защищает своих птенцов, так благодать Божия покрывает его на всяком месте.

Господь вёл Давида, не позволял делать опрометчивых, безумных шагов. И он надеялся: время гонений пройдёт: дондеже прейдет беззаконие. Так всегда бывает в жизни.

У обычных людей сознание связано с окружающим миром. А пророки видят больше — действие благодати Божией. В этом их сила. Взор и сердце Давида обращены к Богу Вышнему, Который никогда не прекращает Своих благих действий: Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне (3). В этом смысл духовной жизни и духовной брани, невидимой, непонятной для окружающих.

Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающия мя, посла Бог милость Свою и истину Свою и избави душу мою от среды скимнов (4). Пророческие видения не подвластны времени. Давиду открыто будущее — как настоящее, а настоящее — как уходящее: посла с Небесе — послал с Небес и спас меня, даде — уже отдал в поношение попирающих меня.

Как может Бог послать человеку с Небес милость и истину: посла Бог милость Свою и истину Свою? Все действия Творца исходят от Его всемогущества, совершаются только в истине и правде. Они не подвластны ни человеческой, ни ангельской воле. Своих избранников Господь всегда покрывает и милует. Это открыто Давиду.

Пророк понимает: если бы он сделал неправильный шаг, нарушил волю Божию, его душу уничтожили бы скимны царя — его воины. Они были утомлены и озлоблены этой погоней, но имели мужество и решимость при первой возможности захватить Давида. Считали свои действия справедливыми: они же хотели отстоять право Саула на царство.

Скимны — молодые львята. Среда — это множество сильных зверей. Если попадёшь в неё, ни о каком спасении не может быть и речи. Как только молодые львы чувствуют поблизости какое-то движение, они сразу бросаются в ту сторону. Любое живое существо бывает растерзано. Такое же настроение исходило от преследователей Давида.

Но Бог избавил душу Своего избранника от среды скимнов — всецело освободил от врагов.

Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружие и стрелы, и язык их меч остр (5). Поспали и смутились, сыны человеческие, зубы их оружие и стрелы, и язык их меч острый.

Давид и его спутники нашли в пещере место отдыха и поспали. Когда перед ними появился Саул, они, конечно, смутились. Больше всех — сам пророк. Он видел: Господь хочет открыть Саулу, что его  гонения — напрасны.

Давид отрезал край одежды Саула. Когда тот покинул пещеру, вышел вслед за ним, прокричал:

— Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтобы отнять её. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе…

Потрясающий случай! Так проверялась величайшая кротость и величайшая способность Давида трезво рассуждать. Он назвал Саула отцом: дочь царя была его женой.

Смущение Давида больше открывается в Книге царств. Я читал её и думал: «Боже мой! Как же ты, пророк Божий, не расписал нам в псалме, что произошло?» Но Давид говорит об ином — о настроении сынов человеческих, которые были с ним и с Саулом.

Что у нас на уме, то и на языке. Спутники Давида имели одно намерение — убрать Саула навсегда: погибнет царь — и не будет никаких вопросов. Такое же настроение было у воинов Саула — в отношении Давида. Состояние тех и других — словно у скимнов. Даже если они вели между собой какие-то переговоры, зубы их оставались оружием и стрелами, а язык — острым мечом.

Воля человека выражается в слове — и его можно назвать мечом. Всё происходит словесно. Обычно перед войной политики стараются взвесить обстоятельства и понять, стоит ли её начинать. Слово предваряет боевые действия. Воины могут поразить им противника. После войны заключают мирные договоры.

Вся сила Бога — в слове, а Слово — Сам Бог (см.Ин. 1: 1). И в духовной брани слово Божие действует так, что способно всё победить.

Апостол Павел говорит: духовный меч — слово Божие. Оно острее всякого меча обоюдоострого (см. Еф. 6: 17; Евр. 4: 12). И доходит до такой глубины, что способно разделить душу и тело, истинный разум и наши земные представления.

А дальше псалмопевец пророчески прозревает силу Творца и прославляет Его: Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (6). Давид призывает: Господи, вознесись Ты над всем этим! Мы тут, как зверьё, терзаем друг друга. Всё это похоже на возню злых, преступно настроенных мальчишек. Они хотят не только выиграть, но при этом кого-то поколотить.

Пророк глубоко воспринимает мир. Молитва Давида возносится к Создателю: «Ты выше всего! Всё, что совершается на земле, на наших глазах, никак не похоже на то, что происходит на Небе».

Пророческие слова этого псалма Православная Церковь взяла на праздник Вознесения Господня: Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Диакон возглашает их перед чтением Евангелия.

Сеть уготоваша ногам моим и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню (7). Сеть приготовили для ног моих и пригнули к земле душу мою, выкопали перед лицом моим яму и сами упали в неё.

Ясно, что оружие уже находится в руках людей — и не останется бездейственным. Воины царя преследовали Давида и использовали каждый момент, чтобы поймать его. Но их усилия оказывались бесполезными.

По существу Саул сам оказался в яме, когда зашёл в пещеру. Пророк ему это показал. Царь был потрясён и в ответ сказал Давиду: «Сын мой!»

Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей (8). Давид пережил время безумия, нагнетания сверхъестественных обстоятельств. И увидел за всем этим живую Божественную волю, постоянно покрывающую, защищающую его. Благодарное сердце пророка готово воздавать хвалу Творцу, служить Ему день и ночь: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое.

Необычайно важные слова! Они освящают жизнь подвижников. У нас бывает много благих намерений, желаний в духовной жизни, но для исполнения их, как правило, не хватает воли. А готовность — это подтверждение: воля у человека созрела и даёт ему силы идти до конца, делать, что определил Господь.

О какой славе моей будет петь Давид? Он видел свою славу в том, к чему призвал его Создатель: быть пророком, глашатаем Божественного величия. Слава никогда не угасала в Давиде и изливалась в чудных псалмах: Востани (пробудись) слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано (9). В нём был избыток сил — и он проявлял себя, когда пророк пробуждался. С восходом солнца оживала природа. Богатство чувств переполняло Давида, он воспевал псалмы. И теперь каждый читающий их, молящийся ими может свидетельствовать: псалмы несут в себе, передают нам благодать Божию.

Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех… (10). Исповедую Тебя людям, Господи, воспою Тебя язычникам. Людьми обычно называются те, кто близок псалмопевцу — по вере, родству. Но это не весь народ.

А во языцех — у язычников не знают истинного Бога, Священного Писания. Но слово Давида дойдёт и до них, они воспримут Псалтирь. Её влияние распространилось далеко за пределами Израиля. Она наполнена Духом Святым. Псалмы переводили на разные языки, любили, читали, даже пели, как Давид.

…яко возвеличися (возвеличилась) до Небес милость Твоя, и даже до облак (облаков) истина Твоя (11). Неизмерима широта и высота Божественной любви к избранному народу, пророку Давиду. Господь велик в Своей милости, подлинности. Его истина — правда Божия — поражает сердца людей, никогда не теряет ценности, значения. Никто не сможет её умалить.

И опять пророк повторяет: Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (12). Благодать Божия охватывает все народы земли и небесную жизнь, к которой ведёт человеческий род Творец и Создатель.

Эти слова — пророческие. Когда Христос родился в нашем мире, Ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир». И этим показали: Спаситель соединяет Собою небо и землю. Одна Божественная слава становится достоянием ангелов и людей.

Псалом говорит о реальных событиях, происходивших в жизни Давида. И при этом рассказывает, что совершается в человеческих сердцах. Мы сотворены Богом по Его образу и подобию. Но бываем высоки и низки, доходим до звериного состояния скимна — молодого льва.

На пути Давида одно испытание сменялось другим, возникало препятствие за препятствием. Божественная сила открывала пророку глубину и таинственность происшедшего. И он захотел на каменном столпе высечь слова псалма, увековечить ту духовную науку, которую надо пройти человеку.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ