ПСАЛОМ ШЕСТИДЕСЯТЫЙ


У этого псалма такое название: В конец, в песнех, Давиду псалом 60 (1). Из души царя и пророка Давида в песнех излился гимн Творцу и Создателю. Исполнять его полагалось в конце Богослужения — в конец.

Святитель Василий Великий считал: шестидесятый псалом полезно читать при унынии, печали, скорби, когда душа находится в тисках и не может освободиться. В таком состоянии надо усиленно, постоянно молиться, каяться в грехах.

Давид обращается к Господу и просит: Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей (2). Моление — это молитва, которая никогда не прекращается, продолжается изо дня в день, от часа к часу. Когда наступали времена испытаний, Церковь Божия призывала народ на общее моление к Господу.

Моление предполагает некоторое разнообразие. Порой мы от души взываем к Богу словами, которые сейчас легли на сердце. Потом обращаемся к Нему молитвами святых отцов, подвижников. Их богатое наследие сохранилось в Церкви.

Пророк чувствовал: моление то проявлялось в нём с силой, то угасало, но не терялось. Просто у Давида возникала некая слабость, оцепенение души. Он понимал: преодолеть это опять же поможет молитва.

На первое место пророк ставил моление мое — своё сокровенное желание. И просил Творца: внемли — вонми молитве моей. А молитва может быть даже коротким воплем, возникшим у нас в каких-то обстоятельствах.

Наши молитвенные возношения прежде всего должны достичь Божественного слуха. Мы верим: все они доходят до Господа. Создатель их слышит, но есть много причин, по которым не внимает им, не исполняет их. Возможно, грех молящегося слишком велик — и Господь испытывает человека. Ждёт, чтобы тот очистился от противления воле Божией, гордыни, желания добиться чего-то личными подвигами, а не с помощью Творца.

Если Господь внимает нашей молитве, через неё мы соединяемся с Ним.

Пророк Давид говорит о неотступности в молитве. И Спаситель в Евангелии заповедал нам: просите — и получите то, о чём просите (см. Мф. 7: 7).

Слепец возле Иерихона услышал шум людской толпы. Ему сказали: это Иисус Назорей. И слепой начал вопить: «Помилуй меня, сын Давидов!» Народ возмущался его сильным криком, но он не замолкал. И постоянство в молитве привлекло к нему Христа. Господь исцелил слепца от тяжкого недуга (см. Мк. 10: 46—52).

Молитва — не только произнесение слов, а устремление человека к Богу душой, телом, волей. Именно так Давид приносил молитву Творцу.

Святитель Василий Великий считал: пророк в псалме говорит о молитве с крепким воплем сердечным, ибо холодная молитва, устами произносимая, не проникает даже до облаков.

Есть предел, за которым люди уже не могут терпеть страшные внутренние состояния. Когда иссякает источник духовных и душевных сил, человек начинает видеть, кто он такой — перед Богом. Ощущает себя существом падшим, ограниченным по природе, связанным всеми условностями временного мира.

Царь Давид это прозревает: От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси (3).

Он принёс молитву Господу, совершил подвиг, исчерпал все человеческие возможности. Поэтому говорит: от конец земли — из крайнего состояния воззвал к Тебе. В сердце пророка было уныние — внегда (когда) уны сердце мое. Уныние — это расслабление, угасание всех естественных и Божественных сил в людях.

Казалось, Давиду пришёл конец, у него нет никакой надежды. Но Господь принимает его молитвы. Пророк обретает то, что искал. Руки Создателя поднимают, возносят Давида вверх: на камень вознесл мя еси. А наверху человек чувствует присутствие Бога. В нём совершается чудная перемена: Господь ставит его на камень — даёт ощущение твёрдости, устойчивости.

В детстве мы с ребятами любили побродить по болотам. Когда попадёшь в трясину, чувствуешь: всё, отсюда не выбраться! Цепляешься за ветки, кусты. Вдруг под ногами появляется твёрдая земля. И понимаешь: ты спасён, опасность миновала.

Давид говорит о Боге: наставил мя — просветил меня, дал понимание, по какой причине появилось уныние. Этот важный опыт человек потом будет помнить, руководствоваться им, наставлять других. В жизни каждого могут встретиться подобные моменты. Не надо унывать. Нужно от всего сердца призывать Бога.

Конечно, все псаломские образы говорят о невидимой духовной брани. В Ветхом Завете она ещё не стала предметом поучения в храмах. В Священном Писании о брани с падшими духами говорилось таким языком, что понимали его только те, кто внутренне к ней подошёл. А для не готовых знание о невидимой брани было закрыто.

Давид стремился постичь духовную жизнь. Его интересовало: почему независимо от нас самих меняется наше настроение, внутренний мир? Для чего человеку надо побывать под неким прессом, который вдруг наваливается на него и, кажется, вот-вот вдавит в землю?

В душе пророка теплилась молитва. И ему открывалось: происходящее с ним, может быть, не столь ясно и понятно, но зачем-то даётся ему пережить. Он принимал это как должное, взывал к Богу: Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия (4). Господь — его упование, сердечная надежда, столп крепости от лица врагов.

Столп — образ, заимствованный из жизни. Прежде чем построить значительное здание, в землю забивают огромные столбы. Чем выше сооружение, тем глубже их забивают. И здание стоит надёжно.

Бог был для Давида тем Столпом, на Котором строился дом души пророка. Господь давал ему крепость от лица вражия — от врагов. С какой бы злобой ни подступали к нему падшие духи, Давид чувствовал: с ним Бог — и он всё выдержит, выстоит.

Преодолев тяжкое состояние, чувствуя в себе победу силы Божией, пророк ясно видит, что такое наша земная жизнь. Мы здесь никак не сведём концы с концами. А дух Давида поднимает его в небо. Царю и пророку открывается будущее: Вселюся в селении Твоем вовеки, покрыюся в крове (покроюсь кровом)  крил Твоих (5). Цель духовной брани — вселиться в селение Божие. Но прежде надо пройти через земные топи.

Во временном мире люди всю жизнь переезжают из одного места в другое. А Божественное вселение произойдёт навсегда — вовеки. Царь Давид прозревает: в вечности нет волн, циклонов, никаких стихий. Над селением будет Бог — Тот, Кто Своим Всемогуществом и Промыслом хранит и составляет вечную жизнь праведников, укрывает под кровом крыльев. Этот образ нам известен. Когда птенцам грозит опасность, взрослые птицы прикрывают их крыльями.

Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящимся имене Твоего (6). Пророк проходил земные испытания и полностью предавал Господу себя, своё настоящее и будущее. Молитвы Давида были приняты Создателем, потому что в них выражалось сокровенное чувство благодати — страх Божий. Это не боязнь гибели, а благоговение. Давид был готов всё принести в жертву Богу, перетерпеть любые испытания, чтобы союз с Ним не разрушился и Господь не оставил его.

Великим постом в Церкви возглашается прокимен, который мне очень нравится: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи!» Чудный, дивный прокимен!

В Ветхом Завете, как и теперь, каждая семья, всё общество старались прожить земную жизнь достойно, иметь для неё необходимое достояние.

Мы часто наблюдаем, как люди испытывают страх перед будущим. А Господь в Евангелии говорит: ничего не бойтесь! Каждый день приносит свои печали, заботы, скорби. Не заботьтесь о неизвестном будущем, потому что о вас заботится Бог (см. Мф. 6: 26—30). Он заранее приготовил достояние для имеющих страх Божий.

Нам нужно убедиться: Бог с нами — и всё будет в порядке. Апостол Пётр говорил Христу: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобой; что же будет нам?» И Господь прямо ответил: все, кто ради Него оставил дома, семьи, уже в этом мире получат гораздо больше, а в жизни будущего века — такие блага, которые не могут себе представить (см. Мф. 19: 27—29; Лк. 18: 28—30).

Достояние от Бога — ещё и наследство. Им будет Сам Господь — для имеющих страх Божий. Царь Давид это подчёркивает, потому что верующие люди тоже могут проявлять недостоинство, греховность. Сказано: и бесы веруют, но не перестают творить зло (см. Иак. 2: 19).

Господь приготовил достояние тому, кто перед ним благоговеет. Поэтому у святых отцов было правило: не сомневайся, что Бог есть, но не дерзай исследовать, что Он есть — Его сущность. Создатель пребывает в неприступном свете. Человеку важно принимать Его откровения о Себе, трепетать перед Ним, прославлять Творца.

Почему достояние даётся боящимся имене Твоего? Из Ветхого Завета нам известно: Бог повелел первому человеку дать имена птицам небесным, зверям полевым (см. Быт. 2: 19). Адам прозревал сущность каждого и называл их. Это было необходимо, чтобы он видел вещи сознательно.

Бог непостижим, но через имя мы всё-таки прикасаемсяся к Его сущности. Постепенно Господь открывал Свои имена людям. Моисею при неопалимой купине сказал: Он Иегова — Сущий (см. Исх. 3: 13—14). Пророку Исаие назвал имя Эмманул, что значит: С нами Бог (см. Ис. 7: 14).

Деве Марии через архангела Гавриила возвестил имя Иисус — Иегова Спасающий, Спаситель мира (см. Лк. 1: 31—32). Сам Христос сказал, что Он Сын Божий, а Сын и Отец — едины (см. Ин. 3: 16—17; 14: 11).

В Ветхом Завете люди боялись произносить имя Божие. Оно свято. Раз в год первосвященник входил в Святое Святых и говорил его шёпотом. Народ не слышал!

Человек, призывающий имя Божие, будет спасён. Оно нас очищает, освящает, соединяет с Творцом. Отсюда появилась Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Бояться имене Твоего — самый совершенный образ отречения от мира. Здесь имеются в виду не аскетические подвиги, а ясное понимание: нам всё дано, но на первое место мы ставим заботу о том, чтобы выполнять заповеди Господни, не кривить душой, не лукавить.

Человек становится совершенным, когда у него появляется боязнь оскорбить святость Творца. Нам нужно всегда иметь перед собой Того, Кому мы служим, не внимать помыслам против Него, малодушию, маловерию.

О страхе Божием сказано: он является началом премудрости — понимания сути вещей (см. Прит. 1: 7). В нашем мере существуют добро и зло. А мы часто не различаем их, придаём большое значение тому, что не имеет никакой цены, тратим на это жизнь.

Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода (7). Приложи дни — к дням жизни царя, умножь их. Вся наша жизнь выткана из дней, они приходят и уходят. Так плетут кружева: тянется нить, появляется прекрасный узор.

Когда мы понимаем, что временны, то дорожим каждым днём и благодарим Бога за то, что Он даёт нам пройти испытания не в вечности, а в скоротечные земные годы.

Я читал Книги Царств и удивлялся: как же мало жили цари! Шла борьба за власть. Редко кто долго правил страной. Жизнь царя — дар Божий. Но если Бог не хранит правителя, найдутся силы, готовые стереть его с лица земли.

Царь Давид просит Господа продлить лета (годы) его до дне (дня) рода и рода. До тех пор, пока одно поколение сменится другим, на земле появится новая поросль. Род за родом пройдут, а милость Божия не оставит человека, имеющего веру и боящегося Создателя.

Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет? (8). Духовный путь таинствен: вечно будет перед Богом тот, кто полностью посвятил себя Ему, не искал ничего другого. Богатство благодати Божией естественно присутствует в жизни таких людей.

Эти блага превосходят все наши представления. Апостол Павел был вознесён на третье небо и видел, что приготовил Бог любящим Его. Но не смог выразить словами (см. 2 Кор. 12: 2; 1 Кор. 2: 9).

Царь Давид говорит о том же: милость и истину Его кто взыщет — кто может постичь? Милость Божия безгранична. Господь создал человека не для маеты, суеты, короткого отрезка жизни, который заканчивается небытием. Нет, Бог создал нас для жизни вечной. Тот, кто идёт путём веры, видит величайшую премудрость и благость Божию. Его истина открывается нам, становится реальным ощущением, составляет богатство души и жизни праведника.

Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне (9). Давид заканчивает псалом восхвалением Бога. Он испытывает благодарность, признательность Творцу. Царю и пророку даётся понимание Бога, Его Промысла, попечения о людях, несравнимого ни с чем на земле. Даже с заботой отца и матери.

Меня иногда спрашивают:

— А что делают ангелы на небесах? Никаких забот у них нет: им не надо ни пищи, ни одежды.

Ангелы неумолкаемо восхваляют Бога, Его премудрость и благость. Нам это трудно понять. На земле всё быстро приедается. Увидели интересный спектакль, послушали хороших певцов — и потом всё забываем. А в вечности ничто никогда не умаляется, как свет. Он льётся и льётся. Даже если бы не было ночи, мы бы не устали от него, не сказали: он надоел. Свет несёт нам дыхание жизни.

Примерно так понимает вечную жизнь пророк Давид: он будет петь имени Твоему во веки, жить молитвой, возносить её к Богу изо дня в день: воздати ми молитвы моя день от дне. К этому он призван. Для этого и нам дана земная жизнь.

В этом коротком псалме присутствует вечность, открывшаяся Давиду после великих искушений. Он увидел: неизменным будет достояние тех, кто любит Бога, верит Ему, благоговеет перед Ним. И во временном мире у этих людей всё устроится.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ