ВСТУПЛЕНИЕ К БЕСЕДАМ О ПСАЛМАХ


29 апреля прошлого года отошёл ко Господу протоиерей Георгий Бреев. До сих пор в нашей газете печатались его беседы о псалмах. И сегодня — завершающая публикация.

Наша последняя рабочая встреча с отцом Георгием состоялась 13 марта 2020 года. Мы запланировали выпустить вторую книгу его объяснений псалмов —с тридцатого по шестидесятый. Они уже были записаны на диктофон. Оставалось записать только вступление.

Вдруг отец Георгий попросил:

— Сделай мне книгу к Пасхе!

— К следующей? Постараюсь, — ответила я.

Он помолчал. И начал говорить:

— Дорогие читатели!..

А через несколько дней началась эпидемия коронавируса. Атмосфера сгущалась, жизнь менялась. Храм закрыли на карантин. Отец Георгий попал в больницу с воспалением лёгких.

Потом мне рассказали: когда батюшку увозили в реанимацию, он говорил: — — Мне надо писать книгу…

Это было очень важно для него.

И вот наступает Пасха. Господь дал мне возможность выполнить обещание, которое я дала батюшке. В издательстве «Никея» вышла книга протоиерея Георгия Бреева «Готово сердце мое, Боже. Беседы о псалмах». Перед вами — вступление к ней. Прощальное слово отца Георгия ко всем нам.

Дорогие читатели!

В эту книгу вошли толкования псалмов с тридцатого по шестидесятый. Чем больше я вчитывался в них, тем больше убеждался: через слова псалмов мы получаем свидетельство о том, как велик, праведен, всемогущ Бог. У каждого человека есть потребность прославить Его. Это стремление всегда было и будет.

Святитель Василий Великий считал: «Никакие другие книги не славят так Бога, как душеполезная Псалтирь. Псалмы Бога славят с ангелами вместе, превозносят Его, воспевают Ему великим гласом. Бесов прогоняют, язвы исцеляют, за царей и князей Бога умоляют. Псалтирью и о себе самом Бога умолишь. Она больше и выше всех книг».

Из уст царя и псалмопевца Давида излились Божественные гимны. Они наполнены внутренним богатством, силой. Помогают человеку в юдоли трудного существования.

Псалтирь главенствует в Ветхом Завете. Прозревает Промысл Божий о мире, приход на землю Спасителя Христа. Читаешь её, просишь Господа открыть содержание псалмов и удивляешься: эта книга — неисчерпаемый кладезь. Она подобна купели Силоамской и другим источникам, ещё более полноводным и целебным.

Псалтирь отличается от остальных книг Ветхого Завета. В ней — импульс жизни: вот она, жизнь, перед тобой! Открывает себя. Обо всём говорит. Ни о чём не забудет: ни о творении Создателя, ни о законах Божиих, ни о служении и наставлениях пророков. Псалмы вобрали в себя всё — и из глубины выносят нам.

Псалтирь обогащает тех, кто молится по ней. И особенно — ищущих смысла жизни. Бог открывает его нам через вдохновенные псалмы.

Трудно овладеть языком Священного Писания, подлинным Богословием. На это нужны десятилетия. А Псалтирь даёт людям почувствовать: её словами с нами говорит Господь. Говорит о том, что прежде всего касается нашей внутренней жизни. И Своим словом хочет нас исправить.

Строй Псалтири — новый вклад Божественного Промысла в то, чтобы люди с различным уровнем духовности постигали истины, мимо которых могли бы пройти.

Бог являет Себя в свете. А свет, как отмечают святые отцы, прост по своей сущности. Он всегда идёт прямо, не искривляется. Если встречает на пути предметы, которые его отражают, то отражённые лучи тоже идут прямо.

И в псалмах присутствует эта Божественная непосредственность.

Псалтирь проста, но она вооружает нас. Углубляешься в неё — и встречаешь высочайшую премудрость.

Человек слушает музыку, проникается её созвучиями. Конечно, если чувства у него не окаменели, сердце сохранило живость. А в псалмах звучат иные гармонии. И превосходят все наши потребности, утешают, когда мы не находим радости, смысла, сил перетерпеть искушения, приходящие помимо нашей воли.

Псалтирь может питать и вдохновлять нас всю жизнь. Как правило, литература привлекает людей в молодости, а потом уходит из их поля зрения. А Псалтирь всегда научит юного и старого, только обратившегося к Богу и уже ищущего глубин премудрости. Её богатство так велико, потому что в псалмах говорит Сам Дух Святой. И не столько приковывает к Себе наше внимание, сколько душу.

Псалмы для нас — духовное врачевство. Они полезны душевно страждущим людям. Многие испытали это на себе. В разные периоды жизни душа переносит искушения, наваждения — и человек встаёт перед вопросом: где найти средство, которое поможет излечиться? Обычно ему советуют: начинай читать Псалтирь и почувствуешь, как всё внутри уляжется. Сомнение, неведение — сменится ясностью. Бессильный — обретёт силу. Не просвещённый — увидит свет Божий.

Наш современный святой отец Иоанн Кронштадтский свидетельствовал: «Богодухновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности Богу, славословию и благодарению Бога за всё. Они просвещают, питают, услаждают и укрепляют душу верующего, прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить заповеди Его, молиться обо всех и возноситься к Богу».

Священнослужители обычно читают много свято-отеческой, богословской литературы. И вот что интересно. Все глубоко мыслящие авторы, начиная с древности, отмечали: псалмы помогли им уяснить то, что трудно понять, открыли взаимную связь таких явлений, как зло и добродетель в мире. Об этом говорили святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, преподобные отцы.

Иоанн Златоуст был уверен: «Лучше остановить движение солнца по небу, чем оставить чтение Псалтири. Очень полезно  поучаться псалмами и читать прилежно Псалтирь. Многие книги нам полезны и печалят бесов, но никакая так, как Псалтирь». Вот как велико её воздействие на душу человека!

И ещё Иоанн Златоуст замечательно сказал: когда люди испытывают бесовские наваждения, они получают помощь от Псалтири больше, чем от другой духовной литературы. Ничто так не сокрушает злых духов.

Святые едины во мнении: Псалтирь своей духоносностью превосходит все книги Ветхого Завета. В духовной жизни верующих людей она очень значима. Псалмы нас питают, вдохновляют, излечивают. Их польза — всесторонняя. Они даны нам Богом. А слово Божие всегда необходимо человеку. «Кто слушает его, тот просвещается, а кто ослушивается, помрачается», — отмечал преподобный Иоанн Дамаскин.

И вот что удивительно: Ветхий Завет ушёл, а Псалтирь осталась. Влилась в Новый Завет, вошла в Богослужение нашей Церкви.

Во время Своего земного служения Христос постоянно ссылался на Псалтирь. К Господу подходили с вопросами о Священном Писания, бытии мира. Спаситель часто отвечал словами псалмов.

Давид пророчествал о Мессии — как о Боге, Едином по природе с Богом Отцом: «Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2: 6—7).

Спаситель прямо говорил о Себе как о Единородном Сыне Божием. А фарисеи и законники за это обвиняли Христа в богохульстве. Все их обвинения Господь отразил и спросил, кем был царь и пророк Давид по отношению к Мессии? Христос пришёл из его рода. Но как Он может быть Сыном ему, если Давид в псалме называет Спасителя Господом: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (см. Мф. 22:41—45; Пс. 109: 1).

Воскресший Христос явился двум ученикам, когда они шли по дороге в Эммаус. Они рассказали Ему, что произошло в Иерусалиме, как распяли Господа, как женщины видели Его воскресшим. А Он воскликнул: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Через пророков и псалмы Спаситель открыл это апостолам (см. Лк. 24: 13—27).

Священное Писание подобно океану. Человек видит один залив и восхищается: как красиво! Но у океана необъятная широта.

Псалтирь тоже необъятна. И каждый может рассказать другим, как она отразилась в его сердце. Прибавить свой голос к тем, кто поёт хвалебную песнь Богу.

Протоиерей Георгий Бреев