Священное Писание говорит: жизнь человека на земле — семьдесят лет, если Бог сохранит ему здоровье — восемьдесят.
Когда человек начинает понимать, что и его смерть недалека, это может поразить сердце, душу, мысли отчаянием или ощущением бессмысленности жизни. Но люди умирали всегда. Просто сердце наше не было этим захвачено. Мы не пробовали поставить себя на место человека, который ушёл.
И тут надо вспомнить священные слова Христа о том, что Бог — Бог живых, а не мёртвых (см.: Мф. 22. 32). В Нём все живы. Господь сказал: «Я есть воскресение, и истина, и жизнь, верующий в Меня будет жить вечно» (см.: Ин. 11. 25—26). Эти слова сразу всё меняют!
Мы всё ближе подходим к нашей цели — вечности. И это хорошо. В такое время потерь лучше всего читать Евангелие, взять Псалтирь, молитвослов, помолиться за усопших. Когда человек глубоко молится за них, он ощущает, что души живы, бессмертны, близки, что любовь нас соединила — и никто никогда не разлучит. Нет трагедии. Нет несчастья. Нет причины для печальных, невыносимых картин, которые человек начинает себе рисовать и под тяжестью которых может заболеть.
Священное Писание, святые отцы единогласно говорят: Господь не наказывает нас, а учит, чтобы мы духовно прозрели и приготовились. Знаешь, к чему? К тому, что здесь, на земле, жизнь — только засветилась, а впереди — ещё океан жизни. Безбрежный океан. Туда мы готовимся войти. Всё временное останется в этом мире. А нетленное, духовное, Божественное придёт с нами в вечность, наследует Царство Божие.
19 июня — Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших
КАК ОБНОВЛЯЕТСЯ ВНУТРЕННИЙ ЧАЛОВЕК
Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «Аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется во все дни». Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире, и забы Бога сотворшаго его».
…только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причин святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: «Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение». Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить к немощи телесной, сколько потребно будет.
Преподобный Амвросий Оптинский
28 июня — начало Петрова поста
10 июля — обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского