«ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ ГЕОРГИИ БРЕЕВЕ»
Так называется новая книга Наталии Голдовской, которая выходит в издательстве «Синопсисъ» в декабре. О том, как создавалась книга, рассказывает автор.
С отцом Георгием мы познакомились в самом начале 1990-х годов в полуразрушенном храме Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Вокруг храма стоял видавший виды серый деревянный забор, скрывал разорённое святое место.
Забор примелькался, на него давно не обращали внимания те, кто приходил гулять в дикий царицынский парк. И вдруг на унылом сером фоне появился ярко-белый лист бумаги. Объявление гласило: в храм назначен настоятель — отец Георгий.
Помню отчётливую мысль: «Надо бы сделать с отцом Георгием интервью!» В то время было ново и даже экзотично поговорить со священником. Но до нашего первого интервью оставалось ещё года три-четыре.
Когда храм открылся, я стала туда изредка захаживать, ставить свечи у икон. Научилась писать записки о здравии и упокоении. Купила себе крестик — небольшой, алюминиевый. Начала носить.
Наконец произошло моё воцерковление. Я начала ходить на богослужения. Но не помню, как, при каких обстоятельствах впервые увидела отца Георгия. Спустя многие годы он сказал мне:
— Мы понимаем друг друга!
Это взаимопонимание, похоже, возникло сразу. Батюшка был радостным, весёлым — и это соответствовало моему мироощущению. Поэтому, наверное, первое воспоминание об отце Георгии тоже весёлое. Мы шутливо переговаривались через церковный двор.
— Не спеши! — часто повторял батюшка.
И я приняла этот важный жизненный принцип. Постепенно, год за годом строились наши отношения — духовные и творческие. Опубликовано первое интервью. Вышла в свет первая книга «Радуйтесь!» — с нашими беседами за много лет.
Интересно родилось её название. «Радуйтесь!» — такой заголовок я придумала для интервью с отцом Георгием. И вот как-то прихожанка нашего храма, пережившая страшную трагедию, сказала мне:
— Я положила газету с этим названием на видное место. И отец Георгий постоянно утешает меня, возвращает к жизни.
И книга должна была утешать, возвращать к жизни читателей.
В интервью всегда два автора: тот, кто задаёт вопросы, и тот, кто на них отвечает. Но мне хотелось, чтобы отец Георгий приходил к людям прямо, без посредников. И не поставила своего имени на обложке. Не ставила никогда в наших общих книгах. Уходила на второй план.
В 2009 году в царицынский храм назначили другого настоятеля. Я стала ездить к отцу Георгию в Крылатское — в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Там он был настоятелем. Наши духовные и творческие отношения продолжались, развивались.
В 2015 году произошло чудо: мы начали работу над беседами о псалмах. Отец Георгий очень любил псалмы, с благодарностью и сыновним почтением относился к пророку Давиду. Казалось, чувствовал все движения его души.
От этого времени у меня осталось ощущение, будто мы ни на один день не расставались с отцом Георгием. Хотя реально встречались один-два раза в неделю. Но я записывала на диктофон его размышления, потом распечатывала, договаривала за него то, что он наметил мельком, искала выдержки из Священного Писания. И главное — скрупулёзно работала над текстом, чтобы он был ясным, понятным, лёгким для восприятия. Это было дело трудное, но радостное. И каждое новое толкование мы печатали в газете.
Читатели говорили мне:
— Там слышны интонации отца Георгия.
Это очень важно. Батюшка обрадовался, когда я ему это рассказала:
— Так и нужно!
«Псалмы. Читаем вместе» — так называлась книга о псалмах с 1 по 29. И опять на обложке стояло имя отца Георгия, а я ушла на второй план, чтобы батюшка прямо приходил к людям. Но он постоянно повторял:
— Мы вместе!
Это было несомненно. Ни без него, ни без меня книга не появилась бы на свет.
И опять из жизни к нам пришла забавная подсказка. Одна читательница спросила:
— Книжек будет пять? Псалмов-то — 150.
Батюшка в тот момент разулыбался. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Сколько Господь даст ещё потрудиться, послужить? Это не было известно. Но он ответил:
— Да.
Книг оказалось две. 29 апреля 2020 года отец Георгий преставился к Богу. В последний год земной жизни он торопился рассказать о 60 псалмах — для второй книги. И Господь дал ему это исполнить. Знал ли батюшка, что мне одной придётся завершать наш общий труд? Конечно, он мог это предполагать. И не случайно повторял:
— Делай, как Бог на душу положит!
Учил меня слушать Бога, служить Богу, стоять перед Богом.
В нашу последнюю встречу отец Георгий попросил:
— Сделай мне книгу к Пасхе!
— К следующей? — спросила я. — Постараюсь.
Толкования десяти псалмов мне пришлось готовить уже без него. Но поддержку отца Георгия я чувствовала постоянно. И к Пасхе книга вышла. Мою часть работы Господь дал мне выполнить.
Много добрых слов услышала я от читателей. Почувствовала их поддержку. При этом на меня обрушилась волна зла, клеветы. Отец Георгий предупреждал:
— Злые силы тебя ненавидят. Они особенно ненавидят тех, кто несёт людям слово Божие.
И тут особенно пригодилась школа духовного отца: слушать Бога, служить Богу, стоять перед Богом. Как бы ни вели себя люди.
На земле должна остаться память об удивительном человеке, праведнике — протоиерее Георгии Брееве. И моим долгом стало написать книгу о нём.
Возвращаться в прошлое оказалось радостно и приятно. Вспомнилось, как крестник рассказал мне такую историю.
Муж сказал жене:
— Завтра утром я пойду работать в винограднике.
— Так нельзя говорить, — поправила его жена. — Надо говорить: пойду, если Бог даст.
— Даст или не даст, а я пойду! — заупрямился муж.
Утром он вышел из дома — и сразу начался страшный ливень. Пришлось вернуться. Стучит в дверь. Жена спрашивает:
— Кто там?
— Это я, твой муж, если Бог даст.
История мне понравилась. Я спросила крестника:
— Где ты её прочитал?
— В газете. Ты же сама напечатала этот рассказ старца Паисия Святогорца. Забыла?
И мне стало страшно. Я пошла к отцу Георгию:
— Батюшка, так много всего написано, что я уже ничего не помню!
А отец Георгий улыбнулся:
— Не расстраивайся! Где-то внутри оно есть. Когда будет нужно, вспомнишь.
Его слова подтвердились в полной мере. На память приходили даже мелочи — и теперь оказывались значимыми. Вспомнилось, на какой лавочке мы с отцом Георгием записывали первые интервью, где лавочка стояла в храме. Я вернулась туда со стульчиком, чтобы посидеть на том же месте. Вспомнила, как батюшка говорил про храм:
— Тут стены такие намоленные! Хочется к ним прижаться и целовать их.
И я прижалась головой к стене, почувствовала тишину, покой внутри. Как раньше. И снова убедилась: прошлое никуда не уходит. Оно продолжает питать, обогащать, укреплять нас. Без прошлого нельзя жить. Но жить только прошлым — тоже нельзя. Жизнь продолжается. Господь открывает перед нами день за днём — Свои щедрые дары. Принять их надо с благодарностью, прожить с пользой. Об этом говорил отец Георгий.
Книга написана. Она выходит в свет и будет доступна читателям в любой точке страны. Поступит в продажу во все книжные интернет-магазины.
А воспоминания продолжаются. Возможно, они дополнят будущие издания. На всё воля Божия.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ