БЕЗ МОЛИТВЫ МЫ НИЧТО!


— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами, — сказал протоиерей Георгий Бреев осенью 2018 года.

— Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Мы стояли в келье батюшки. И он как-то торжественно, со значением вручил мне флэшкарту.

Конечно, я понимала: отец Георгий благословлял меня сделать книгу. Но даже просмотреть эти записи не хватало времени. У нас шла работа над толкованиями псалмов.

Только теперь я начала слушать беседы батюшки. И решила прежде всего подготовить к печати его размышления об утреннем молитвенном правиле. Отец Георгий часто повторял:

— Без молитвы мы ничто!

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Жизнь соткана из дней — маленьких временных отрезков. Начинается она с восхода: человек родился. Завершается закатом: мы уходим в вечность. Каждый день подобен целой жизни — в миниатюре. Так установил Господь: люди, Его творение, с обновлёнными чувствами входят в новый день. И начинают его со славословия Создателю.

Рассмотрение утренних молитв для нас — вопрос практический. Главная трудность заключается в том, что мы не всегда ясно и глубоко усваиваем молитвенные слова.

С предметами происходит похоже. Вот перед нами дерево. Издалека оно воспринимается как силуэт. Чем ближе мы подходим, тем отчётливее видим ветви, листья. Понятно становится, какое это дерево: берёза, дуб, осина.

Духовные вещи тоже можно воспринимать вообще. И они покажут нам свои общие черты. Но стоит задуматься над значением каждого слова, внимательно рассмотреть связь между ними — и нам откроется богатое содержание.

Давайте попробуем приблизиться к молитвам так, чтобы войти в их глубину, в самую ткань. Вникнем, порассуждаем, откуда пришли молитвы, кто их написал. И всякий раз, вставая на молитвенное правило, мы будем обновлять в себе мысли и чувства, которые стали значимыми для нас.

Молитвы соответствуют тому, как устроена наша душа. Многие из них пришли к нам из Священного Писания. Молитву «Отче наш» дал людям Сам Господь и Спаситель Иисус Христос. Она так и называется: молитва Господня. Удивительные обращения к Создателю рождались в сердцах угодников Божиих Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Макария Великого, других святых.

Утренние молитвы называются так, потому что читают их в утреннее время. В какой час? В молитвословах мы не найдём такого указания. Но в древней Церкви были и до сих пор сохранились молитвы, приуроченные к конкретному времени. Они названы часами: час третий, шестой, девятый, — и входят в особый сборник Часослов.

Из Библии видно: ещё до прихода Христа Спасителя в наш мир было установлено определённое время, когда надо вознести молитву в храме, дома с семьёй, лично. Древние чины молитвословий остались в практике некоторых народов. Я путешествовал по Святой Земле, Египту. Идёшь по улице — и вдруг раздаётся призыв муллы совершить молитву. Мне не знаком арабский язык, но этот призыв понятен. В продолжение дня он повторяется несколько раз.

И к нам пришло понимание: наступило время для молитвы. Задумайтесь над названиями богослужений: утреня, вечерня, всенощное бдение. Разве они не говорят о времени? Сгущаются сумерки — и начинается чтение молитв. Забрезжило солнце — и люди встречают рассвет обращением к Богу.

Многие христианские подвижники советовали молиться на рассвете, когда у человека чувства свежие, словно наступает заря юности. Особенно остро это ощущается на природе.

На востоке существует полезная традиция: ночью начинается восхождение паломников на гору Синай. И в 5 часов утра на вершине они встречают восход солнца. Длится это недолго, но производит сильное впечатление. Солнце поднимается быстро — выше, выше. Происходит тонкая игра света, меняются небесные краски. Я смотрел на небо — и мне казалось, что видел обители Отца Небесного. Пленительное переживание!

Утренние чувства — самые глубокие. Они ещё чисты, не замутнились, не омрачились временными, преходящими вещами. И в этой чистоте лучше всего приносить молитвы Богу.

Почему же церковное богослужение начинается не утром, а с вечера? Церковь хочет поставить человека перед тем, как Бог творил наш мир. В Библии сказано: «И был вечер, и было утро: день един» (Быт. 1, 5). Библейский день начинался с вечера и завершался утром.

Я был на Афоне. Там всенощная соответствует своему названию: она длится от заката до восхода солнца. Как ночь в природе. Смотришь, часы на башне показывают 11 вечера — и начинается вечерня. В 4—5 часов утра богослужение завершается. Монахам даётся небольшой отдых. Читают утренние молитвы, часы — и приступают к Литургии.

На Афоне днём жарко, солнце печёт. В изматывающую жару монашествующие занимаются своими делами. Вечером, ночью — молятся по своему укладу. Когда я это увидел, то понял: для монастырей утренние молитвы не так важны, как для нас, живущих в миру. Мы не участвуем в иных богослужениях.

В нашей практике время идёт иным порядком. Утром мы обращаемся к Богу с цельным, неразделённым чувством. А за день испытываем много разных переживаний — порой печальных, даже скорбных. К вечеру устаём, не можем собраться, ум рассеивается. И приходится заставлять себя вставать на молитву.

Интересно, что в древности люди тоже считали утро самым удобным временем для молитвы. Правда, в Псалтири мы находим свидетельства пророка Давида: «измыю (омою) на всякую нощь ложе мое, слезами моими постелю мою» (Пс. 6, 7). Даже ночью на ложе он каялся, оплакивал грехи. В любое время можно молиться. Но это частное желание. А есть общее установление: чин утренних молитв.

Во всех странах своё время суток. Разница достигает нескольких часов. Круг времени смещается. Но везде утренние молитвы дают человеку необходимый, важный настрой на день.

В молитвословах перед началом утреннего правила указано, как христианин должен приступить к молитвенному деланию. В моём старом молитвослове для священнослужителей и монашествующих есть такое короткое замечание:

Воспрянув без лености, истрезвився, восстав от сна, рцы сие:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Прежде всего утренние молитвы требуют от нас освободиться от лености, которую приносит сон. Мы не умеем трезвиться во сне, как подвижники. Их ум и сердце продолжают находиться в молитвенном состоянии, пока тело отдыхает. Это совершенное устроение человека.

А нам во сне чего только не нагрезится! Почти всё, что переживалось днём. Душа остаётся без узды, в которой её держит разум, и предаётся всякого рода состояниям: лености, расслабленности, мечтательности. Пробудившись, человек иногда думает: «Что со мной было?» Редко-редко приходят светлые, высокие переживания. Почему? Сон отражает тот яд, которым мы в течение дня насыщаем душу. И нам требуются утренние молитвы, чтобы получить мирный, благодатный внутренний настрой.

Леность мешает молиться. Нельзя вставать на молитву не собранно, не вдумываться в слова, допускать посторонние мысли о житейских делах, работе. Короткие замечания в молитвословах сразу говорят: всё это отруби, встань перед Богом. Осознай, к Кому приступаешь. Не много времени надо для утреннего правила.

В некоторых молитвословах есть указания: соберись перед молитвой. В других встречается совет: представь, перед Кем ты стоишь. Это не значит, что нам надо представить себе Бога. Воображение как таковое в молитве бывает помехой. Но необходимо осознать: сейчас ты находишься перед своим Небесным Отцом. Внутренне привести себя в порядок.

Утром мы спешим приступить к делам, собираемся на работу. Порой утренний туалет занимает куда больше времени, чем молитва. Но мы никого не осуждаем. Человек идёт на ответственное дело, он должен выглядеть достойно. К обычным делам необходимо приготовиться: умыться, причесаться, привести в порядок одежду. Тем более надо приготовиться к молитве: предстать перед Богом в состоянии трезвости — ясного понимания вещей.

Мы говорим:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Значит, всё сейчас будет совершаться во имя Святой Троицы, во славу Творца. Слова эти даны нам Самим Спасителем. Воскресший Господь в Галилее последний раз беседовал с учениками и сказал то, чего в Евангелии больше нигде нет: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 18—19).

В этих Божественных словах Христос открыл: Он имеет полную власть. И посылает учеников, чтобы они всему миру принесли проповедь Евангелия — во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Нас, христиан, иногда спрашивают: «Где в Евангелии говорится о Святой Троице? Вы Её исповедуете, а Она там не названа». Но Спаситель перечислил все Лица Святой Троицы. Против этого невозможно возразить.

Причём, Господь посылал апостолов не только учить и крестить народы, но и давать им новую жизнь. Она несёт на себе печать Святой Троицы. Каждый день начинается с молитвы Богу. Только после неё люди приступают к обычной деятельности. И все труды совершают во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Этой важной формулой запечатлён всякий христианин. Мы тоже крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа — кто в младенчестве, кто в сознательном возрасте. Эта формула отрезвляет нас и, будто дверь, открывает путь, по которому идти.

Каждое утро осени чувства крестным знамением и чудным именем Святой Троицы. Покажи своё намерение: хочешь ли ты просто прочитать молитвенное правило или намереваешься предстать перед Господом? Очень важно, что человек кладёт в основу молитвы: своё личное благочестие или ревность к Богу. От этого зависит содержание и смысл молитвы. Люди произнесут одни те же слова, но суть их будет разной.

Соль нашей молитвы — в осознании: только по благодати Божией мы можем обращаться к Создателю как к Тому, Кто слышит нас. Подчеркнём: только по Его благодати! Понимание этого диктует нам: положите в основу молитвы короткую просьбу:

Боже, буди милостив мне, грешному.

В молитвослове для священнослужителей дано иное:

Посем постой мало (немного) молча, дондеже (пока) утишатся вся чувствия, и тогда сотвори три поклона, глаголя:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!

Если утреннее правило читает священник или архиерей, он произносит:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Такой возглас показывает: утренние молитвы когда-то входили в круг чтений, совершавшихся в храме. Когда священник молится один, он эти слова не произносит.

Для мирян в молитвослове есть такая короткая молитва:

Господи Иисусе Христе, молитв ради Пречистой Твоей Матери и всех святых помилуй нас. Аминь.

Тут человек открывает Богу: я сознаю, что не имею дерзновения, права прямо обратиться к Тебе — по причине моих грехов, немощи, нечистоты. Поэтому умоляю Тебя: помилуй меня ради молитв Твоей Матери и святых.

Эти предваряющие молитвы в молитвословах иногда опускаются. Там указано только: соберись с мыслями, произнеси:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

И начинай славословить Бога:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Во всех молитвенных последованиях присутствует это славословие. Оно означает: у меня есть личные нужды, о которых надо попросить Господа, но сейчас я забываю о них. Настоящая молитва должна быть совершена во славу Божию. Она делает нас причастниками Божественной славы. Тут её основная цель.

Такой пример молитвы даёт нам Сам Христос Спаситель. Когда Он обращался к Отцу, то прежде всего воссылал Ему хвалу, славу, благодарение:

Славлю Тебя, Господи неба и земли (Мф. 11, 25).

И только потом просил, чтобы Отец Небесный услышал и выполнил просьбу Сына.

Во время Литургии в алтаре храма священник совершает молитвы, которые называются тайными. Каждая из них, по примеру Христа, начинается со славословия Богу. Это правильный строй молитвы.

И мы высказываем утром Творцу первые чувства благодарности за то, что встречаем новый день. Над нами будет совершаться Его промысел — и мы хотим прославить Господа.

Отец Георгий проводил эти беседы в начале 2000-х годов. Кто-то пожертвовал храму школьные парты. Они стояли в небольшом зале на втором этаже приходского дома.   Взрослые люди сидели за партами как настоящие ученики.

А за столом напротив сидел отец Георгий с молитвословом в руках. Перед ним лежали другие молитвословы. Ему было важно сравнить их. Открыть слушателям, как складывалось молитвенное правило, почему так — и не иначе.

К вечеру батюшка уставал. Повторялся. Иногда отвлекался. Но его речь была вдохновенной, завораживающей. Ученики испытывали радость — чувствовали благодать Святого Духа, исходившую от отца Георгия.

 (Продолжение следует)