БЕЗ МОЛИТВЫ МЫ НИЧТО!


Как-то осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Батюшка остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он торжественно, со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: эти беседы наполнены открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени даже просмотреть записи. У нас шла работа над толкованиями псалмов. Только теперь я начала слушать беседы. Прежде всего — размышления отца Георгия об утреннем молитвенном правиле.

Батюшка часто повторял:

— Без молитвы мы ничто!

Наталия ГОЛДОВСКАЯ 

(Продолжение. Начало в № 10. 2021)

Мы начинаем утреннее правило славословием:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

В этой короткой молитве дважды повторяется: слава Тебе! Такой повтор как бы закрепляет слова, показывает насущность и сущность молитвенного обращения к Богу.

Что здесь сразу заметно? Обычно утром молитву читает один человек. И надо бы говорить: Слава Тебе, Боже мой. Я прославляю Тебя, Господи! А тут — во множественном числе: Боже наш. Почему?

Если молитва входила в круг малого или великого повечерия, то в ней принимало участие несколько человек. Тогда множественное число естественно. Но важно заметить другое: почти во всех молитвах, данных нам Богом, обращение к Нему идёт не от одного лица, а от множества. Ото всех нас.

Мы всегда говорим Господу «Ты». Самому Творцу. В Священном Писании слово «вы» по отношению к Нему никогда не употребляется. В молитвах звучит Ты, потому что дал их нам Сын Божий Иисус Христос. Он един с Отцом, обращается к Нему на равных. Обращение на вы — из области других отношений. Так мы называем людей, не равных нам по каким-то причинам: старшим, высокопоставленным.

Молитвы ставят нас в равное положение перед Богом. Мы говорим Ему «Ты» как Лицу близкому. Это обращение детей к Небесному Отцу. Господь дарует нам благодать быть Его чадами, приближает к Себе, возвышает до родства с Ним.

И вот что удивительно. Мы начинаем молитву с глубоким пониманием: никто из нас не достоин прямо обращаться к Творцу и Создателю. Просим о милости, умоляем Божию Матерь и святых о заступлении. Но всё-таки совершаем молитву с достоинством сыновей и дочерей.

После короткого славословия идёт первая полная молитва — к Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде сый и вся исполняяй,

Сокровище благих и жизни Подателю,

Прииди и вселися в ны,

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Эта молитва предваряет богослужения дня и вечера. На положении лиц подчинённых мы должны бы обратиться к Святому Духу на Вы — как к Царю, великому Господину. А произносим с нежностью: Царю Небесный. Такое обращение подчёркивает внутреннюю теплоту, некую умилённость.

На русском языке это звучит иначе: Царь Небесный. Скажешь: «Царь», — и внутренне содрогнёшься. А по-церковнославянски обращение к Богу подобно лепету ребёнка: «Папочка!» Дитя ласкается к родителю и показывает: ты дорог мне, а я тебе.

Когда мы говорим о Боге как о Царе, сразу вспоминаем иконы Господа Вседержителя. Но на престоле там изображается не Дух Святой, а Спаситель Христос. Духа Святого мы видим только на иконах Святой Троицы. Иногда в виде голубя Он парит над Спасителем, Богородицей, святыми. Или сходит с неба в виде огненных языков. Но никогда не изображается один. А молитва к Нему — на первом месте: Святой Дух — Царь Неба.

На земле — иной порядок. Первый человек изначально имел единство с Создателем — и Дух Святой был его достоянием, величием. Но люди не устояли в полноте, прельстились злом, пали, своевольно отделились от Творца. И Дух Божий отошёл от них. Пламенный херувим закрыл райские врата. Земля стала давать человеку тернии и волчцы.

Библия говорит: Бог Отец сотворил мир Своим Словом. Слово это — Христос. Творил Бог в Духе Святом, Который давал всему завершённость. Воля Отца направлена на творение, Сын во всём исполняет Его волю, а Дух Святой всё завершает, всему придаёт форму, глубину, полноту.

Называя Святого Духа Царём Небесным, мы вспоминаем слова Христа: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Господь пришёл на землю и открыл нам возможность восстановиться в славе, чести, изначально полученных от Него. Каким образом? Жизнью по вере и благочестию. И Создатель по Своей милости даёт нам благодать Святого Духа, Который снова возводит нас на высоту Божественного сыновства и достоинства.

Апостол Павел объяснял: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим. 14, 17—18).

Посмотрите, как Священное Писание во всём согласно. Прочитаем Библию — и не найдём противоречий: в ней цельно открывается учение Христа Спасителя о Царстве Божием.

Дух Святой творит благо в мире. Мы тоже стараемся делать добрые дела во славу Божию. Но всё завершает Он. Об этом знали святые. Поэтому преподобный Серафим Саровский так определил цель христианской жизни: стяжание Духа Святого. Стяжать — значит, приобрести. Святой Дух возвращает людям царское достоинство.

Отец Георгий посмотрел на часы:

— Как незаметно прошло время! Уже девятый час.

А слушатели, увлечённые беседой, стали робко спрашивать:

— Батюшка, вам трудно продолжать?

— Нет, не трудно! — отозвался отец Георгий.

И продолжил.

У людей не было возможности стяжать Духа Святого, пока Христос не искупил, не оправдал человеческий род. Иоанн Богослов писал в Евангелии «о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Христа), ибо не было ещё на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Ин. 7: 39). Последнее слово Господа на Кресте: «Совершилось!» (Ин. 19, 30). Совершилось искупление человечества.

Накануне Своих страданий Спаситель сказал ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (см. Ин. 14, 16—16). Потом добавил: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

В день Пятидесятницы так и произошло. Дух Святой сошёл на апостолов и открыл им глубинный смысл слов Христа, дал дары пророчества, знание иных языков.

От Духа Святого всё получает полноту и завершение. В этом смысле мы называем Его Царём Небесным. И как только произносим: «Царю Небесный», — сразу чувствуем: вот Источник всякого совершенства, спасения, очищения, освящения. Всё подаётся через благодать Духа.

К Небесному Царю мы обращаемся: Утешителю — Утешитель. Это редкое слово. Его не встретишь сейчас в светской литературе. Нигде мы не найдём того, что открыла нам Церковь через святых отцов, опыт множества людей: только Царь Небесный способен дать душе всё самое сокровенное.

Настоящее утешение — не только восполнение наших недостатков. Древние врачи считали: скорби и болезни начинаются с того, что в человеке чего-то становится слишком мало или слишком много — воды, жиров и так далее. От этого страдает наша природа, нарушается гармония, мы болеем.

Наши чувства разлажены: мысль хочет одного, сердце — другого, воля направляется к чему-то третьему. Человек от этого страдает. А Утешитель несёт душе, что требуется для полного здоровья. От Него разум освещается, получает ясность.

Утешитель отвечает на самые глубокие запросы духа, души. Таково Его свойство. На свете есть много добрых людей, которые могут оказать нам помощь, не оставляют в нужде. Но даже при относительном благополучии человек чувствует: ему чего-то не хватает. Душа рвётся, ищет, мятётся, вопрошает. Почему?

Бог создал нас по Своему образу и подобию. По мнению святых отцов, душа, разум, сердце, чувства, воля получают полное удовлетворение своих запросов только от Святого Духа: Он посещает душу — и она переживает состояние полноты. Исцеляются душевные болезни, скорби, очищается грех, снимается неведение.

Утешителем назвали Царя Небесного люди, которые много веков искали, Кто может дать нам внутренний мир. И пришли к единому мнению: только Дух Святой. Он способен наполнить нас теплотой, радостью, светом. Где Дух Святой, там наступает мир, ясность. Душа становится такой, какой должна быть: в ней отражается небо, рассеиваются страсти, словно дым. Восстанавливается всё, разрушенное стихиями.

(Продолжение следует)