ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ С ГОДАМИ


Как-то Крылова пригласили в литературный салон. Попросили почитать басни. Он приехал попозже, наверное, чтобы долго не ждать очереди.

— Иван Андреевич, что привезли? — спросил устроитель вечера Алексей Николаевич Оленин.

— Привёз, — уклончиво ответил Крылов.

— Пожалуйте мне!

— Вот ужо, после.

А в это время известный автор читал новую пьесу. Долго, нудно. Слушатели клевали носами. Наконец — финал. Жидкие аплодисменты. Слово дали Крылову.

«Сеседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай». —

«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,

Ещё тарелочку; послушай,

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

начал читать Иван Андреевич новую басню «Демьянова уха». В зале раздались смешки: все тоже были сыты по горло длинной пьесой. Живые, яркие слова Крылова освежили слушателей, как брызги прохладной воды.

А в басне сосед Демьян потчевал соседа Фоку, предлагал тарелку за тарелкой.

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Слушатели смеялись. Но особенно порадовал всех вывод из басни. Он очень подходил к ситуации:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь, —

Так ведай, что твои и проза, и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Мудрым человеком был Иван Андреевич Крылов.

«У СИЛЬНОГО ВСЕГДА

БЕССИЛЬНЫЙ ВИНОВАТ»

Родился он ещё в XVIII веке — в 1769 году. На тридцать лет раньше Пушкина. Отец Крылова был драгунским офицером, сражался с Пугачёвым и отличился храбростью.

Когда Пугачёв осаждал Оренбург, четырёхлетний Ваня находился в крепости вместе с матерью. Бог хранил их.

Старший Крылов умер рано. Ивану было всего двенадцать лет, а младшему Льву — и того меньше. Жили они в Твери. Отец не учился наукам, но очень любил читать. В наследство сыновьям оставил сундук с книгами.

Семья бедствовала. Ивана устроили на службу — формально. И подросток получал небольшие средства.

Как же Крылов любил мать! Называл её первой радостью, первым счастьем жизни. Биограф писателя Лобанов отмечал: «Мать двигала сына к литературе, исправляла его первые опыты и поощряла изучение французского». «Счастливые способности помогли ему между прочим выучиться рисовать и играть на скрипке…»

Мать Ивана Андреевича понимала: сын её литературно одарён. Надо развивать его таланты. И перебралась в Петербург. Жили там в самом бедном районе. Но Иван начал служить в казённой палате, увлёкся театром, получил возможность общаться с одарёнными людьми.

В пятнадцать лет Крылов закончил своё первое большое произведение — оперу «Кофейница». И сразу отнёс издателю. Тот хотел выплатить начинающему автору гонорар — 60 рублей. Немалые деньги! Но Крылов от них отказался. Попросил книг на эту сумму. Выбрал пьесы Расина, Мольера, Буало… А от изданий Вольтера — отказался. Чистая душа молодого человека брезгливо относилась к такой литературе. Не о Вольтере ли он писал позже?

Твоих творений яд не только не слабеет,

Но, разливаяся, век от веку лютеет.

«Самая первоначальная обстановка жизни Крылова может нам несколько объяснить его самого, — считал князь Пётр Вяземский. — Он родился, вырос и возмужал в нужде и бедности; следовательно, в зависимости от других. Такая школа не всем удаётся. На многих оставляет она, по крайней мере, надолго, оттиск если не робости, то большой сдержанности. В таком положении весь человек не может выказаться и высказаться; невольно многое прячет он в себе сознательно и бессознательно».

Не отсюда ли опыт Крылова на всю жизнь: «У сильного всегда бессильный виноват»?

«И ДУМАЕТ СВОЮ ОН КРЕПКО ДУМУ

БЕЗ ШУМУ…»

В шестнадцать лет Крылов написал пьесу «Клеопатра». Он подружился с актёром и театральным деятелем Дмитревским, который был на тридцать лет старше него. Дмитревский разглядел талант в юноше. В течение нескольких часов он разбирал с Иваном его пьесу. Дал молодому человеку бесценный урок, пригодившийся потом.

Вероятно, с тех пор Иван Андреевич усвоил ещё одну важную вещь: он доброжелательно относился к талантам других людей. Поддерживал. Поощрял. Чем больше рядом интересных личностей, тем богаче жизнь.

Крылов служил. Получал небольшие деньги, но был доволен. Писал пьесы, стихи. Начал издавать сатирический журнал.

«Лучшие наши живописцы…выслушивали суждения его о своих работах с доверенностию и уважением. Как музыкант он в молодые лета славился в столице игрою своею на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах виртуозов. Неизменная страсть к театру дополняла его практическое образование», — отмечал Лобанов.

В 21 год Иван Андреевич похоронил мать. Удар для него тяжелейший. Младшим брат Лев звал Ивана Андреевича «тятенькой». Это о многом говорит.

Ивану Андреевичу 24 года. У него немалый литературный и издательский опыт. Его сатирические произведения всеми замечены. Две пьесы поставлены на сцене. Говорили, сама императрица Екатерина Великая беседовала с молодым автором. Хотела отправить пересмешника за границу — за счёт казны. Лишь бы подальше, с глаз долой.

И Крылов исчез. На несколько лет. Но по собственной воле. Что было с ним? Неизвестно. Только в 28 лет Иван Андреевич «случайно» встретился с князем Голицыным и уехал к нему в имение — исполнять должность секретаря и учить детей.

Голицына назначили генерал-губернатором в Ригу. Иван Андреевич отправился с ним, но вскоре вышел в отставку и опять исчез. Известно только, что за игру в карты ему тогда запретили появляться в обеих столицах.

«ИСТИНА СНОСНЕЕ ВПОЛОТКРЫТА…»

Наступил 1806 год. Крылову исполнилось 37 лет. Он приехал в Москву и показал известному поэту-баснописцу Дмитриеву три своих перевода из басен Лафонтена.

Невеста-девушка смышляла жениха:

Тут нет ещё греха,

Да вот что грех: она была спесива.

Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умён,

И в лентах, и в чести, и молод был бы он…

Это «Разборчивая невеста». Она сначала выбирала женихов из множества. Потом их стало меньше, меньше. И закончилось дело казусом:

Чтоб в одиночестве не кончить веку,

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней посватался, пошла.

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку.

Дмитриева поразил прекрасный язык, живой ритм басни. Это был не перевод, а оригинальное произведение русского поэта на известный сюжет. Такие сюжеты использовали во всём мире.

А какая сила и мощь ощущались в басне «Дуб и трость»! Дуб жалел травинку: уж очень она слаба. А та отвечала: «Хоть я и гнусь, но не ломаюсь».

Вдруг мчится с северных сторон

И с градом, и с дожём шумящий аквилон.

Дуб держится — к земле тростиночка припала.

Бушует ветр, удвоил силы он,

Взревел — и вырвал с силой вон

Того, кто небесам главой своей касался

И в области теней пятою упирался.

— Это истинно ваш род! — воскликнул Дмитриев. — Наконец вы нашли его.

Слова поэта совпали с тем, что чувствовал сам Иван Андреевич. Он многое испытал в жизни. Повидал людей, изучил нравы. Только в баснях —  по существу, стихотворных притчах — мог рассказать обо всём: «Затем, что истина сноснее вполоткрыта».

С того момента начались не просто успехи, а творческий триумф Крылова. Он ещё писал в разных жанрах. В печати появлялись новые басни. В театрах играли его комедии.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 (Продолжение следует)