Как-то осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Батюшка остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: эти беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени даже просмотреть записи. У нас шла работа над толкованиями псалмов. Только теперь я начала слушать беседы и готовить к публикации. Прежде всего — размышления отца Георгия об утреннем молитвенном правиле.
Батюшка часто повторял:
— Без молитвы мы ничто!
Продолжаем вместе с отцом Георгием размышлять над молитвой Святому Духу.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
(Продолжение. Начало в №№ 10—11. 2021, № 1. 2022)
Сначала в молитве Дух Святой назван Царём Небесным, и этим подчёркнуто: Им утвердились небеса. Он же Творец, Завершитель всего земного и Утешитель. Ещё Дух Святой — Иже везде сый… Иже — означает Который, везде сый — всюду существует, вездесущий. Нам очень трудно понять это свойство: как Дух может быть и в мире, и вне мира — одновременно?
На Литургии во время Херувимской песни священник читает в алтаре молитву: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Как мог Христос лежать во гробе — и при этом освобождать из ада узников, быть в раю с благоразумным разбойником — и разделять славу Божества с Отцом и Святым Духом на престоле? С земной позиции это непостижимо. Мы живём в трёхмерном мире. В нём есть длина, ширина, высота. В этих категориях мыслит человек.
Но духовный мир имеет иную природу: он присутствует одновременно на земле и над ней. Энергия Божества несравнима с известными нам энергиями, хотя учёные сделали много открытий в этой области. Изобрели ускорители, усилители, запускают атомные реакции.
Природа камня, металла, растений, человека принизана энергией Святого Духа. Митрополит Филарет Московский говорил: если бы Господь на одно мгновение прекратил Своё действие в нашем мире, мир рассыпался бы, превратился в хаос, из которого был создан изначально. Бог всё привёл из небытия — в бытие. И этот процесс продолжается.
Сый — слово короткое, но очень ёмкое. Оно подчёркивает силу Духа Божия и ещё означает — Сущий, постоянно существующий. Ему принадлежит полнота жизни.
Когда Господь хотел дать людям откровение о Себе, Он сообщил пророку Моисею: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам» (Исх. 3, 4).
В нашем мире всё течёт, изменяется. Об этом говорили даже древние философы. Лицо земли постоянно становится иным. Сегодня появляются всходы, через несколько дней подрастают, зацветают. Смешиваются народы. Возникают новые страны.
А как изменилась Москва! Я не узнал район, где прошло моё детство. Долго искал место, где стоял дом, в котором мы жили. Хотя прошли считанные десятилетия.
А в Сущем нет никаких перемен. Над Ним не господствует время. Он выше всего. И в молитве Святому Духу мы это подчёркиваем: Иже везде Сый. Но Он Сущий ещё и таким образом, что помимо Него невозможно никакое бытие.
Мы не можем сказать, где находится Святой Дух: на полюсе или в морской глубине, откуда приходит и куда уходит (см. Ин. 3, 8). Он везде, держит и наполняет Собой миры: и вся исполняяй.
Всё в природе развивается, у всего есть форма. Это от Духа Святого. Он даёт принести плод всякому растению, определяет формы жизни.
У меня иногда спрашивают:
— Как может Бог меня услышать? Как Он понимает, кто имеется в виду, когда в храме читают записки с одинаковыми именами?
Это у людей понятия путаются. А Господь видит наши намерения прежде всякого дела. Мы ещё имя в записку на вписали, а у Бога оно уже помянуто. Что такое записка? Наша жертва Ему.
Господь исполняет всю нашу жизнь, благие намерения, мысли, устремления. Вот почему в псалмах мы найдём призыв: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его все звёзды и свет. …ибо Он сказал и стало, Он повелел — и было создано» (Пс. 148, 1—3, 5).
Много лет мы работали вместе с отцом Георгием. Делали интервью, объяснения псалмов. Вероятно, поэтому он отдал мне флэшкарту с записями этих бесед. Батюшка говорил вдохновенно, но устная речь бывает с запинками, поисками нужного слова, сиюминутными ассоциациями. В книге они не нужны. Речь должна стать литературной, чтобы мысли выстроились стройно, воспринимались прямо и ясно. Мы этому учились вместе с отцом Георгием — и приносили Богу свои труды с покаянием.
Как-то женщина в храме сказала мне:
— Читаю ваши книги и слышу интонации отца Георгия.
Я передала батюшке её слова. Он ответил:
— Это правильно.
Христос Спаситель предупреждал: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Сокровищем называется самое ценное для нас. Мы его избираем, и оно становится центром наших интересов, увлечений, любви.
В мире господствует понятие ценностей: человеческих, материальных. Но, если бы человек собрал все земные сокровища, от них ему было бы мало пользы. Возможно, он даже получил бы большой вред. Христос говорит: «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» На церковнославянском языке это звучит так: «душу же свою отщетит» — отъединит от Божественной, благодатной силы (см. Мф. 12, 26).
Одна человеческая душа по ценности выше всего мира. Люди ищут, собирают ценности, чтобы они стали их достоянием. А молитва называет Сокровищем Духа Святого: Сокровище благих — всяких благ. Понятие блага вмещает в себя всё необходимое для жизни: нашу радость, чаяния, славу, честь, богатство. Они собраны в сокровищнице Духа.
Помните, как ко Христу подошёл юноша и назвал Его Учителем благим? А Спаситель сразу резко ответил ему: «Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10, 18). Единый Бог — Источник всякого настоящего блага. Не только удовлетворения сиюминутных потребностей, а богатства, которое никогда не отнимется от души.
В этом мире мы боремся за материальный достаток, положение в обществе, хотим жить лучше других, чтобы нас почитали, славили. Это не благо. Истинное благо является нашим достоянием и во временной жизни, и в вечной. Потому Господь говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 19—20).
Такие небесные сокровища являет нам Дух Святой. Он обладает той «волшебной шкатулкой», где они собраны. Конечно, это земной образ. Дух Святой имеет настоящие блага: они оживляют, возвышают, обогащают человека, становятся его неотъемлемым достоянием и славой.
В наш мир мы входим нагими, ничего не приносим с собой. И уходим — так же. Но блага, которые ниспосылает и раздаёт Дух Святой, заберём с собой в вечность: благочестие, веру, любовь к людям, иные хорошие качества — человеческие и духовные.
Эти блага ниспосылает и раздаёт Дух Святой. От Него человек получает настоящие добродетели: верность, любовь, трудолюбие. Их надо хранить, не разменивать на мелочи жизни. Полюбил девушку — и всё, береги её до конца. Научился трудиться от души, честно относиться к делу — и пусть ничего другого не смог, но зато эту добродетель через жизнь пронеси.
Господь даёт людям крепкую веру — за терпение, смирение, молитву. Даёт добрые качества — и они в человеке светятся. Смотришь на него и видишь, какая у него есть черта. Дух Святой одного наделяет терпением, другого —любовью, третьего — верностью. Эти блага неотъемлемы от души. Если мы не изменим им, они будут с нами в вечности. Станут нашим достоянием.
А материальные богатства останутся на земле. Хорошо, коли удастся сбережения оставить детям, но возможно — и не придётся.
Податель благих дел — только Дух Божий. Человек, который приписывает добродетели себе, теряет их. И нам прежде всего надо научиться добру. Это первая ступень. Учит людей тоже Дух Святой. На второй ступени начинается совершенствование в добродетельной жизни.
Человеку необходимо следовать совету Спасителя Христа: если вы в этом мире трудитесь и делаете всё, что необходимо исполнить, говорите себе так: «Мы рабы неключимые — негодные, бесполезные, ничего не стоящие» (см. Лк. 17, 10). Не сделали больше, чем должны. И это является подлинной добродетелью, тем благом, в котором мы становимся сопричастны Богу, потому что поверили Ему бескорыстно.
Особенно высоки добродетели милости, сострадания людям, смирения, сердечного сокрушения о грехах. Они невидимы, но выделяют человека перед лицом Божиим. Господь говорит: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего перед словом Моим» (Ис. 66, 2). На тех, у кого в душе больше света. А светятся добродетели.
Дух Святой — сокровище всех благ: душевных, телесных, тех, которых мы жаждем сейчас, и тех, которые останутся ненасытным, тайным желанием души, устремлённой к вечности.
Церковь поёт: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Живится и возвышается, исполняясь благой силой Божией. Вот сокровищница благих.
Всегда нужно молиться Духу Святому, чтобы Он не лишил нас богатства, необходимого для жизни: дара рассуждения, духовной мудрости, понимания сути вещей в мире, других добрых качеств. Богу приятно, когда мы просим у Него не тленных сокровищ, а подлинно духовных. И многие святые отцы советовали: просите, чтобы Дух Святой из Своей сокровищницы дал вам добродетели, которые от вас никогда не отнимутся.
Вспоминаю момент, когда батюшка передал мне флэшкарту с записями этих бесед. Как же он ценил человеческую свободу! Сказал:
— Делай, что хочешь!
Принимал любой мой выбор. Но надеялся, что мы поймём друг друга и наши намерения совпадут.
И в этой беседе меня особенно поражают слова отца Георгия о верности благим дарам:
— Если мы не изменим им, они будут с нами в вечности.
(Продолжение следует)